РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.
материал

Нестерова Екатерина Владимировна

Экологическая тропа – современный подход в воспитании и развитии ребенка.

 

В программе под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с явлениями живой и неживой природы. Одна из средств всестороннего экологического развития ребенка – знакомство с природой с раннего возраста.

Экологическое развитие – приобретение знаний, умений, навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_podhod_k_ekologicheskomu_razvitiyu_detey.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

Автор: Нестерова Екатерина Владимировна

г.Арзамас Нижегородская область

Экологическая тропа – современный подход в воспитании и развитии ребенка.

В программе под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с явлениями живой и неживой природы. Одна из средств всестороннего экологического развития ребенка – знакомство с природой с раннего возраста.

Экологическое развитие – приобретение знаний, умений, навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Умение наблюдать в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Наш детский сад № 16 расположен в живописном месте г. Арзамас. Окружен лесным массивом парка культуры и отдыха им. Гайдара. Благоприятное место для роста и профилактики растущего организма ребенка. Детский сад обнесен забором, отдален от торговых точек и предприятий города – а это залог свежего и чистого воздуха.

Экскурсии по экологической тропинке формируют навыки поведения в окружающей среде, формируют любовь и бережное отношение к природе родного края.

Экологическая тропа – современный подход в воспитании и развитии ребенка.

Работа началась с создания экологической тропы: маршрут был проложен по территории детского сада, на котором встречались интересные природные объекты, в том числе растительный мир.

Для детей подготовительного возраста маршрут состоит из 8 остановок, все объекты рассматриваются в соответствии с сезонными изменениями.

  1. Остановка «Береза» - это символ нашей природы, символ России.

У березы есть корни, ствол, ветки, весной распускаются листья и сережки. Дети рассматривают березу и находят отличительную черту от других деревьев – это ровный стан и белый ствол.

Береза светолюбивая и морозостойкая. Оно одно из лучших деревьев для озеленения городов и поселков. Живет береза недолго редкие деревья достигают возраста 90-100 лет. Березу воспевают в песнях, о ней слагают стихи, сочиняют сказки, придают ей образ живой. Есть одна русская народная загадка: «с одного дерева да четыре угодья: от темной ночи свет; некопаный колодец; старому здоровья; разбитому связь». Березовая лучина много столетий освещала избы.  Весной береза начинает плакать и эти слезы называют «Березовым соком». Береза имеет целебные свойства, листья и почки заваривают и пьют как чай от многих болезней. Березовым веником парятся в бане. Из коры дерева делают бересту.

  1. Остановка «Столовая для птиц». Дети приносят корм для пернатых друзей и насыпают его в кормушки. В зимний период было рассказано, что с приходом холодов птицы улетают в теплые страны. Но есть и такие необычные птицы, которые прилетают к нам с севера с первым холодом: снегирь, свиристель.  Птицам в зимний период тяжело, мало пищи, что люди помогают им, насыпают корм в виде сухарей, семени льна, подсолнечника, пшена, кусочки сало в кормушки. В акции «Помоги птицам зимой» дети совместно с родителями делали кормушки для птиц, которые мы подвесили на ветках деревьев, расположенных на территории групповой площадки.
  2. Остановка «Ель» - это хвойное дерево. Оно очищает воздух, выделяет кислород и создает нам новогоднее настроение. Из ели делают мебель, бумагу и музыкальные инструменты. Дети с удовольствием рассматривали дерево. Сделали вывод, что хвойное дерево не имеет листвы и в зимнюю пору остается зеленой красавицей.
  3. Остановка «Пень» — это небольшая часть ствола спиленного дерева. Пень может быть, как живым, так и мертвым. С каждым годом стол дерева растет и становится толще. Этот ежегодный прирост древесины имеет вид кольца. По количеству колец можно определить возраст растения. Дети с удовольствием рассмотрели пень и насчитали 65 колец. Пень частично является украшением групповой площадки.
  4. Остановка «Рябина» - красивое во все времена дерево. Рябина - любимый персонаж русского фольклора. О ней сложены стихи, пословицы, загадки. Дерево живет до 200лет. Плоды рябины применяют в медицине, косметологии. Ягоды созреваю поздней осенью. Из них варят варенье, компоты, квас и т.д. Дети сделали вывод: плоды имеют красный цвет, что бы их видно было птицам из далека.
  5. Остановка «Липа» - это символ мягкости и нежности. Липа живет до 300 лет. Крона имеет яйцевидную форму. В период цветения у дерева приятный аромат. Из цветков липы делаю чай, и пьют его от простуды. Липовый мед считается одним из лучших сортов. Мягкую древесину липы применяли для изготовления ложек, скалок, ветерена. Из мочалистой коры делали лыко для лаптей.
  6. Остановка «Яблоня» - в основном дерево выращивают люди в садах. Поэтому его называют культурным растением. Род яблонь имеет 36 видов. В период цветения у яблони приятный сладкий аромат. Если яблоня получала много солнца и влаги, то яблоки будут сладкие и сочные. В яблоках много витаминов. Из них варят варенье, компоты, настойки и начинки для кондитерских изделий.  Во многих сказках встречается это дерево. Много пословиц и поговорок написано про яблоню.
  7. Остановка «Зеленая лужайка»: мы встречаем много насекомых. Первая трава появляется в местах, пригретых лучами солнышка. На лужайке можно полюбоваться цветами и бабочками. Ранним утром на траве появляется роса. Дети сделали вывод, что на солнечной стороне трава сухая, потому что ей не хватает влаги. В зимний период трава «спит» под снегом. Насекомые тоже уходят в спячку в земле.

 

Библиографический список:

  1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996.-128с.
  2. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» 2001г., ст. 20
  3. Примерная основа общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А Васильевой, Т.С. Комаровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Региональный подход к экологическому воспитанию дошкольника

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе и такого высокого чувства, как любовь к Родине. Трудно себе представит...

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Доклад "Региональный компонент в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Участие в работе методической площадки "Интеграция видов деятельности как средство экологического образования дошкольников" 3 Рязанского педагогического форума дошкольных работников....

Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Региональный компонент в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...

Методическое пособие «Региональный компонент в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетичес...