Программа дополнительного образования
рабочая программа

Мокрова Анна Александровна

ПРОГРАММА

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Занимательная математика»

Для детей 5 – 7  лет

2 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_starsh.docx55.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

___________________________________________________________________

164288 Архангельская область, Плесецкий район п. Савинский, ул. 40 лет Победы д. 5

Тел. 8(81832)6-19-30, сайт: http://solnsavinsk.caduk.ru, e-mail:svksoln@yandex.ru   

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МБДОУ «Солнышко» п. Савинский

Протокол №___от ___________20___г.

        УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                         Заведующий МБДОУ

«Солнышко» п. Савинский

____________Соловьёва О.В.

Приказ №____ от «___»_________20___г. 

                                                                                                           

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Занимательная математика»

Для детей 5 – 7  лет

2 года обучения

Автор-составитель:

Рецензенты:

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        

3

Цель и задачи программы

3

Особенности программы

4

Ожидаемый результат

5

Перспективное планирование

6

Литература

18

Пояснительная записка.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

Цель кружка: повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.   

Задачи:

- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Формирование представлений о числе и количестве:

- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

 

Особенности программы

Возрастная группа:  дети  5-7 лет

Длительность занятий: в старшей группе – 25 минут;

                                           в подготовительной - 30 минут.   

Периодичность занятий:   1 занятие в неделю (суббота)                                                      

Количество детей:  12 человек

Ожидаемый результат

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- успешно решает логические задачи;

- соотносит схематическое изображение с реальными предметами;

- Развита быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

                                   ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ   

Тема

Программное содержание

Материал

Литература

«Сосчитай фигуры »

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

И/у  «Мальвина учит Буратино», «Сосчитай фигуры», Дорисуй недостающую фигуру», «Поможем Буратино разложить картинки».

И.А.Помораева, В.А. Позина

с. 12

«Отсчитай столько же»

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»),

  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 матрешек,6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная — длинная и широкая, зеленая — короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

Раздаточный материал. цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными на них кружочками (7 шт.)

И/у  «Отсчитай столько же», «Раскрась столько же»,

«Завяжем куклам бантики», «Правильно пойдешь-клад найдешь».

Помораева И.А. В.А. Позина,

с.14

« Построим лесенку для матрешек»

Совершенствовать навыки счета в пределах 6, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короне, еще короче... самый короткий (и наоборот).

Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра .

Закрепление знание изображение цифр от 1 до 6.

Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.

Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка).

Карточки с изображением цифр от 1 до 6.

И/у  «Поручение», «Построим лесенку для матрешки»,

«Когда это было?»

Помораева И.А., В.А. Позина

с.16

«Соберем игрушки для куклы»

Продолжать учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина.

•Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).

Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геометрических фигур.

И\у «Соберем игрушки для кукол», «Не ошибись»;

д/и «Веселый круг»;

 эстафета «Кто быстрее?».

Помораева и.А., В.А. Позина

с..18

«Учись считать»

Продолжать учить считать в пределах 6, закрепить образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).

Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

Закрепление изображения цифры 6.

Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (один набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).

Карточки с изображением цифр от 1 до 6.

И/у «Учись считать», «Исправь ошибку», «Не ошибись».

Помораева И.А. В.А. Позина,

с..18

«Считаем дальше»

Продолжать учить считать в пределах 7, закрепить образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже... самый узкий {и наоборот).

Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. Закрепить изображение цифры 7.

Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, матрешки и пирамидки (по 7 штук), фланелеграф (магнитная доска), 7 полосок-«дощечек» одинакового цвета и разной ширины.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, квадраты и прямоугольники (по 7 штук для каждого ребенка); наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины (по 6 штук для каждого ребенка.

Карточки с изображением цифр от 1 до7.

И\у «Считаем дальше», «Разложи дощечки в ряд»;

д/и «Кто, где стоит».

Помораева И.А., В.А. Позина

с. 20.

«Собираем урожай овощей»

Продолжать учить считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», Который по счету?», «На котором месте?».

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый низкий (и наоборот).

Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о    последовательности частей суток.

Демонстрационный материал. Корзина, муляжи овощей (помидор, огурец, свекла, лук, морковь, капуста, картофель), 2 корзины с набором овощей и фруктов, иллюстрации с изображением деятельности детей или взрослых в разное время суток, мяч.

Раздаточный материал. Наборы елочек разной высоты (по 6 штук для каждого ребенка).

И/у « Собираем урожай овощей», «Посадим елочки в ряд», «Сбор урожая», «Разложи по порядку», «Назови соседей».

Помораева И.А. В.А. Позина

с. 21

«Отсчитай столько же»

Продолжать учить считать в пределах 8,закрепить  образование числа 8 на основе  сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 8 по образцу и на слух.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Закрепление изображения цифры 8.

Демонстрационный материал. Волшебный куб, на каждой грани которого изображено от 2 до 7 кругов, барабан, бубен, ширма, фланелеграф, наборы кругов и квадратов (по 8 фигур), 3 игрушки.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, наборы кругов и квадратов.

Карточки с изображением цифры 8.

И/у «Отсчитай столько же», «Правильно пойдешь - клад найдешь».

 Помораева И.А., В.А. Позина

с.23

«Готовимся к школе»

 Продолжать учить считать в пределах 9; закрепить образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между

Закрепление изображения цифры 9.

Демонстрационный материал. Письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные изображения лисиц и зайцев (по 9 штук); предметы, имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника (по 3—4 штуки), кукла.

 Двухполосные карточки, наборы кругов двух цветов (по 9 штук для каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; по 3—4 штуки для каждого ребенка

Раздаточный материал.  Карточка с изображением цифры 9.  

   И/у «Играем в школу», «Что где?»;

д/и «Найди предмет такой же».                  

Помораева И.А. В.А. Позина

с..24

«Считаем по порядку»

Закрепить знание о порядковом значении чисел 8 и 9,продолжать  учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше... самый маленький (и наоборот).

Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов

Демонстрационный материал. Веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.

Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов-бусинок разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей)

 ниточка (одна на двоих детей).

И/у «Считаем по порядку», «Разложим бантики», «Собираем бусы для куклы», «Найди отличия».

ПомораеваИ.А., В.А. Позина

с.26

«Составь сутки»

  • Закрепить знание об образовании числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10,продолжать  учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
  • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
  • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

Закрепить изображение числа 10.

Демонстрационный материал. Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук), полоски разной и одинаковой длины.

Раздаточный материал. Наборы треугольников разного вида, картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки для каждого ребенка), счетные палочки, полоски разной длины.

Карточка с изображением числа 10.

И/у «Считай дальше», « Отсчитай фигуры», «Построим треугольники», Составь сутки».

Помораева И.А., В.А. Позина

с.27

«Идём по следам»

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый низкий (и наоборот).

Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Упражнять н умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо

Демонстрационный материал. Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.

Раздаточный материал. Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки, на которых изображено от I до 10 кругов, цветные карандаши.

И/у «В лесу», «Считай дальше», «Звуки леса», «Расставь елочки в ряд», « Идем по следам», «Украшение для елочки».

Помораева И.А., В.А. Позина

с.28

«Сравни фигуры»

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

- Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), шар, 2 куба, 2 коробочки ,мешочек с желудями

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами от 1 до 10.

И/у «Игра с кругами», « Кто быстрее сосчитает»,

«Сосчитай желуди», «Сравни фигуры», «Найди четырехугольники»,

«Не ошибись».

Помораева И.А., В.А. Позина

с. 30-32.

«Дни недели, стройтесь»

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...».

Закреплять умение последовательно называть дни недели

 Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей

Демонстрационный материал:. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 9, числа 10

  • Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9, числа 10, листы бумаги, цветные карандаши.

И/у «Снежный городок», «Играем с льдинками», «Дни недели, стройтесь», «Найди

пару лыж»;

 игра-эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки»».

Помораева И.А., В.А. Позина

с. 33-38.

«Отвечаем на вопросы Каркуши»

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей), 6 кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9, числа 10.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка), цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 9. числа 10, листы бумаги.

И/у «Отвечаем на вопросы Незнайки», «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша», «Поможем Незнайке найти вещи»; п/и «Дни недели, стройтесь».

Помораева И. А., В.А. Позина

с.38.

«Рисуем узор»

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом

 Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 9,числа 10..

Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 9, числа 10.

 И/у «Отсчитай столько же», «Расположи правильно»,

«Рисуем узор», «Найдем елочку такой же высоты».

Помораева И.А., В.А. Позина

 С.40.

 

«Составим число»

Продолжать знакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены посередине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9, числа 10.

И/у «Составим число», «Назови дни недели», «Живая неделя»; д/и «Запомни и повтори».

Помораева И.А., В.А. Позина

с. 43.

«Угостим гостью»

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7—8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9

. И/у «Угостим гостью», «Составим число», «Прятки», «Разложи полоски по порядку», «Поставим столбики в ряд»; д/и «Я знаю 5 имен…»

Помораева И.А., В.А. Позина

с.47.

«Геометри- ческое лото»

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4—5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов-пуговичек одинакового цвета.

И/у «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью», «Завяжем кукле бантик», «Салфетки для кукол»;

 д/и «Геометрическое лото»;

п/и «Автомобили и гаражи».

Помораева И. А., В.А. Позина

с.49.

«Кто быстрее составит число»

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

Познакомить цифрой 0.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

ааааа

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, карточка с изображением четырех кругов, фланелеграф, наборное полотно, 5—6 предметов мебели, 5—6 карточек с изображением диких птиц, 5—6 карточек с изображением транспорта, 9 цветочков одинакового цвета, карточки с цифрами от 0 до 9, числа 10..

Раздаточный материал. Треугольники разного цвета (по 6—7 штук для каждого ребенка), полоски разной длины и цвета (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 0  до 9, числа 10.

 И/у : «Кто быстрее составит число», «Составим число»,

«Сколько осталось», «Расскажи о длине полосок», «Где лежит предмет»; д/и «Кто ушел».

Помораева И.А. В.А. Позина,

с.51.

                             

«Игрушки в ряд»

Продолжать знакомить с записью числа 10.

Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Демонстрационный материал. Грузовик, 10 брусков, 2—3 полоски (условные меры), круг из цветной бумаги, котенок-игрушка, фланелеграф, 2 карточки с цифрой 1, карточки с цифрами от 0 до 9, набор игрушек (10 шт.).

Раздаточный материал. Круг из цветной бумаги, ножницы, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 0 до 9, карточка с цифрой 1 (по 2 штуки для каждого ребенка), счетные

И/у «Игрушки в ряд», «Строим дорогу для машины»,

«Игрушки для котенка»;

п/и  «Живая неделя».

Помораева И.А., В.А. Позина

с.52.

«Строим лодочки »

Продолжать учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед — назад, направо — налево).

Демонстрационный материал. Цветной ватман, 2 квадрата, 10 корабликов разного цвета, фланелеграф, карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, клей, кораблики.

И/у «Строим лодочки»,» Кораблики уходят в море»,»Маршрут корабликов».

Помораева И.А. В.А. Позина,

С.54.

«Раздели круг на части»

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, ножницы, по 10 кругов красного и зеленого цветов; коробка с 3 кругами разного цвета, разрезанными на 4 равные части; геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольники (разносторонний и равносторонний), карточки с цифрами от 0 до 9.

Раздаточный материал. Круги, ножницы, геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равносторонний и разносторонний треугольники, по 1 фигуре для каждого ребенка).

И/у «Раздели круг на части», «Раздели круг и покажи его части», «Определи сколько»;

 п/и »Найди свой аэродром»

Помораева И. А., В.А. Позина

с.55.

«Запомни и повтори»

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Закреплять знание цифр от 0 до 9.

Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными ни 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого и изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.

Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.

И/у «Раздели квадрат на части», «Раздели квадрат и покажи его части», «Построим ворота для машины»;

д/и  «Запомни и повтори».

Помораева И.А., В.А. Позина

с.57.

«Полет в космос»

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать   формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки, карточки с цифрами.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.

И/у «Полет в космос», «Найди свой сувенир», «Соберем ракеты»,

«Продолжаем полет», «Найди свой космодром»;

д/и «Считай дальше».

Помораева И. А., В.А. Позина

с.59.

«Отсчитай-ка»

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке — числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.   Д/у «Отсчитай-ка», «Найди соседей», «Составь целое по его части»; и/у «Определи правильно».

Помораева И.А., В.А. Позина

с.61.

«Составь число правильно»

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра…

Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5.

Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши, карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка).

И/у «Составь число правильно», «Найдем секрет по плану», «Назови дни недели», «Найди выход из лабиринта».

Помораева И.А. В.А. Позина

с.62.

« КВН».

-Закрепить навыки количественного счета предметов в пределах 7;

Закрепить умение располагать полоски по высоте;

Упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов;

Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Упражнять в нахождении предметов круглой, треугольной, квадратной,     прямоугольной форм.

Закрепить представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

 Развивать логическое мышление, интерес к математике.

 Учить играть в команде

Математический КВН в старшей группе.

 «Живые цифры

«Когда это бывает?»

«Прогулка в лес»

«Занимательные вопросы

«Сосчитай фрукты

«Разложи 7 полосок по высоте

 «Фигуры».

«Принеси нужные фигуры

 

«Математика в сказках»

Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, овал, четырехугольник, треугольник).

Досуг

Литература:        

  1. Помораева И.А.,  Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений, в старшей группе детского сада», Мозаика-синтез Москва 2010г.
  2. Фалькович Т.А, Барылкина Л.П. «Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования».- М.: ВАКО, 2009.-208с.
  3. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика –Синтез. – 112 с
  4. Белошистая А.В. «Я считаю и решаю!»; Уникальная методика обучения математике. Кн. 3:

5-6 лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...