Формирование у дошкольников КГН и рационального пищевого поведения
статья

Васильченко Наталья Михайловна

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников КГН и рационального пищевого поведения

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» малыша в мир взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа, - советовал А.С. Макаренко, - ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение».

В детском саду этим аспектам воспитатели уделяют очень много внимания. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания уделяется внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой. Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели заботятся о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой стараются оградить детей от шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 мин. до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи. Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные (начиная с 3-4 лет) принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом. Столы и стулья соответствуют росту ребенка и промаркированы соответствующим образом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Этому способствует красивая, удобная, устойчивая посуда, соответствующая по объему возрасту детей, столовые приборы. Блюда подают красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. В процессе кормления воспитатель не торопит детей, не отвлекает их посторонними разговорами. К детям воспитатель и помощник воспитателя обращается ласково, по имени.

Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Воспитатель следит за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучает их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено. Тех детей, кто старается следить за посадкой и правильным приемом пищи, воспитатели обязательно хвалят.

Соблюдение детьми гигиенических требований — одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5—2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. В дошкольных группах детям дают полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети старшей и подготовительной к школе групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Не разрешается детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.

Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Методы и формы организации работы с детьми:

1.        Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

2.        Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

3.        Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры).

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет чашки, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол помощник воспитателя, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, на которых воспитатели или персонажи делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, разъясняют, как и почему надо поступать в той или иной ситуации, дают возможность детям высказать свое мнение.

Наравне с вышеперечисленными методами используется прямое обучение, наблюдение за работой сотрудников детского сада, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и др.), систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, создание условий для применения навыка.

  • Лучший способ научить ребенка чему угодно – игровой метод. Для маленьких детей хорошо подходит сюжетно-ролевая игра, а конкретно - импровизированная кухня и чаепитие совместно с куклами и мишками. Обращайте внимание на то, как соседи по столу ведут себя: хвалите их за хорошие манеры, делайте замечания, если они не пользуются салфетками или не держат осанку.

Игровое занятие-обучение – самый действенный и одновременно веселый способ.

  • Мультфильмы и книжки, либо обучающие видео, в которых показываются неряшливые дети, не умеющие вести себя за столом:
  • Правила поведения за столом для детей;
  • Столовый этикет для детей;
  • Правила поведения за столом, обучающее видео для детей.
  • Памятка своими руками - чтобы приучить малыша правильно вести себя за столом, можно использовать еще один хороший прием – памятка в картинках. Которые будут, наглядно демонстрировать как нужно, и как не нужно вести себя за столом. Создать такую можно просто нарисовав подходящие картинки.

Их можно найти в сети, и распечатать. Если ребенок любит разукрашивать – то и в виде раскраски. Разместить такую памятку можно в обеденной зоне, на видном месте. И время от времени обращать на нее внимание детей.

  • История из жизни

Сын моих друзей Даня, единственный для своих мамы и папы, рос крайне избалованным малышом. Ему позволялось буквально все! Потому что мама и папа, бабушки и дедушки малыша обожали, и даже не пытались прививать ему какие-либо правила поведения.

Во время еды чадо творило, что хотело. Причем и в гостях тоже! Но однажды пришла пора идти в сад. Дане тогда уже исполнилось 4 года. И ребенок вдруг начал нормально кушать, и даже говорить «спасибо».

Как оказалось, когда Даня в садике попытался провернуть за столом свои «выкрунтасы», сидящая рядом девочка стала над ним смеяться. При этом заметила, что хорошие мальчики так себя не ведут. И вот случилось чудо! То ли девочка Дане нравилась, то ли он вдруг повзрослел, но с тех пор за столом он – настоящий пример для подражания. Причем не только для детей…

Для детей постарше любые правила нужно доступно объяснять и не лениться каждый раз повторять их до тех пор, пока ребенок не будет выполнять их автоматически.

Дети хорошо воспринимают на слух, так что на помощь придут стишки и советы о культуре поведения. А если вы еще вспомните о «Вредных советах» Григория Остера – чудесно! Юмор+беседа=правильно сделанные выводы о том, что такое хорошо и что такое плохо.

В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных задач родителей и сотрудников детского сада. Рациональное питание, которое отвечает всем физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает адаптационные возможности организма.

Дети находятся в ДОО 9–10 часов. Трехразовое питание (завтрак, обед, полдник) обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75–80%, поэтому важно не просто накормить воспитанников с учетом санитарных норм, но и приложить все усилия к тому, чтобы сформировать рациональное пищевое поведение ребенка.

К наиболее значимым негативным особенностям пищевого поведения ребенка относят:

  • избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров;
  • недостаток микронутриентов в рационе питания;
  • недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей, и других продуктов, являющихся источником микронутриентов и пищевых волокон, в том числе дефицит кальция.

Как известно, особенности пищевого поведения ребенка закладываются в детстве и носят устойчивый характер. Дети, которые питаются неправильно, скорее всего, не изменят своим привычкам в зрелом возрасте и окажутся подвержены серьезным и опасным заболеваниям. Это можно предотвратить, привив правильное пищевое поведение ребенку.

Неправильная диета детей связана не только с дефицитом витаминов в пище, но и с неадекватным пищевым поведением ребенка, которому дети учатся у взрослых и других детей.

Заболевания, обусловленные неправильным пищевым поведением ребенка: (анемии; атеросклероз; болезни органов пищеварения; болезни щитовидной железы; гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия); избыточная масса тела и ожирение или дефицит массы тела; кариес зубов; кишечные инфекции; инвазии и пищевые отравления; кишечный дисбактериоз (дисбиоз); метаболический синдром; некоторые злокачественные новообразования (рак толстой кишки); подагра; остеопороз; сахарный диабет.

Существует множество объяснений того, почему пищевое поведение ребенка часто не такое, какое хотелось бы взрослым. Одно из них — влияние значимых взрослых и других детей на развитие предпочтений в еде и связанных с ней привычек. Этот факт естественен и очевиден: ребенок смотрит, что делает взрослый или другой ребенок и повторяет его действия.

Отношение в семье к приему пищи, вкусовым предпочтениям активно перенимается ребенком. Наиболее близким человеком, образцом для подражания для ребенка прежде всего выступают родители. Поэтому так важно сотрудникам ДОО тесно работать с родителями, повышать их компетентность в вопросах питания детей.

В ДОО дети нередко отказываются от незнакомых полезных блюд. Это проявление неофобии — боязни употребления в пищу новых продуктов и блюд. Неофобия — естественный защитный механизм, позволяющий ребенку избежать употребления в пищу незнакомых и неопознанных веществ. Данный механизм присутствует с рождения и в норме, значительно ослабевая, переходит во взрослую жизнь. Пик неофобии приходится на 2–6 лет. У неофобии много причин: персональные (генетические) факторы; пищевые семейные и этнокультурные традиции; социальные влияния в организованном детском коллективе и др. На успешность преодоления неофобии и привитие правильного пищевого поведения ребенка влияет поведение окружающих ребенка людей и их привычки, связанные с едой. Наблюдая за тем, как другие едят незнакомые ему ранее блюда, ребенок постепенно избавляется от страха перед новым. Важно подчеркнуть, что наблюдение за значимыми другими оказывает более сильное воздействие на ребенка, чем их уговоры и разговоры о еде. При некоторых видах дисбактериоза, избирательность в еде и резкое ограничение употребляемых продуктов и блюд связано с желанием ребенка оградить себя от нежелательных болевых ощущений. Для преодоления неофобии детям обычно необходимо около 15 проб нового продукта.

В организации детской деятельности большое внимание уделяется игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Хрюша, Степашка, Айболит, куклы Здоровейка, Нехочуха и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

Можно использовать кулинарные и сенсорные игры: «приготовь овощной или фруктовый салат», «варим компот», «угадай по вкусу», «угадай по запаху». Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Проводить занимательные конкурсы: «Самая обычная каша», «Витаминка», где детям предлагается украсить свое блюдо фруктами и овощами, а также конкурс «Знатоки овощей и фруктов», где дети не только описывают внешний вид, но и вкусовые качества продукта.

С помощью презентации «Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке», дети легко и с интересом знакомятся с понятием «витамины»; закрепляют знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины

Организация рационального питания должна включать в себя образовательный и воспитательный компоненты, а просветительская работа должна охватывать не только дошкольников, но и их родителей, а также персонал детского сада. Только тогда получится выстроить правильное пищевое поведение ребенка.

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться легко, но всегда нужно помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые взрослые заложили в детях, будут служить им всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

Выступление на тему: "Рекомендации по формированию рационального пищевого поведения"

Выступление на тему: "Рекомендации по формированию рационального пищевого поведения"...

АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий

Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде»

Данный проект помогает сформировать у детей основы безопасного поведения на улице посредством ознакомления с правилами дорожного движения....

«Педагогический проект по формированию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде» "Путешествие в страну ПДД"

Тип проекта: познавательно – игровой. Длительность проекта: краткосрочный. Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели. Детский сад является самой первой ...

Консультация для воспитателей:"Формирование у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде".

Данная консультация позволит систематизировать знания педагогов по формированию у дошкольников с нарушением слуха навыков поведения в труде....