Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации.
статья

Светлана Анатольевна Гудакова

Рассуждение проблемы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения


Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Взаимодействие (в педагогике) – это процесс, происходящий между субъектами образовательного процесса, осуществляемый не только во время педагогического процесса, но и за его пределами, направленный на воспитание и развитие личности ребенка.

Необходимость взаимодействия

Значимость организации взаимодействия между родителями и сотрудниками образовательной организации заключается в объединении их усилий в реализуемом воспитательно-образовательном процессе. А также для того, чтобы применяемые методы воспитания и обучения сотрудников образовательного учреждения и родителей были одной направленности и не противоречили друг другу.

В настоящее время правильная и полноценная организация взаимодействия сотрудников образовательного учреждения с родителями учащихся (воспитанников, является одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогическим коллективом каждой образовательной организации. Для организации эффективного взаимодействия с родителями, педагоги стремятся вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, сделать их своими помощниками.

Основными формами взаимодействия являются родительские собрания, консультации, беседы, встречи и т. п.

Цель взаимодействия родителей с сотрудниками образовательного учреждения – объединение усилий и выработка единых методов и средств воспитания, обучения и развития ребенка.

Основные задачи взаимодействия заключаются в следующем:

1. Повышение педагогической культуры у родителей.

2. Приобщение родителей к жизни образовательного учреждения, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.

3. Осуществление совместного поиска наиболее эффективных методов, средств, форм, приемов и технологий воспитания и обучения детей.

Компетенции, необходимые педагогу для организации взаимодействия с родителями

Для того, чтобы педагог мог организовать действительно эффективное и продуктивное взаимодействие с родителями, он должен обладать рядом профессиональных компетенций.

Основные компетенции, необходимые педагогу для организации эффективного взаимодействия с родителями:

1. Наличие практического опыта в области:

-планирования работы с родителями;

-владение навыками наблюдения за детьми (фиксация полученных данных);

-постановка четкой цели и задач, которые необходимо решить в процессе взаимодействия с родителями;

-наличие навыков эффективного взаимодействия с другими сотрудниками образовательного учреждения и администрацией;

2. Наличие профессиональных умений, которые заключаются в следующем:

-умение формировать представление об особенностях в воспитания в семье, на основании данных полученных в ходе наблюдения за детьми, анкетирования родителей, в процессе общения с ними;

-на основании имеющихся данных формулировать цели и задачи по взаимодействию с каждой конкретной семьей;

-умение организовывать разнообразные формы работы с родителями, по вопросам воспитания и развития ребенка;

-осуществлять анализ процесса взаимодействия с родителями.

3. Владение следующими профессиональными знаниями:

-знание основных документов, регламентирующих права ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

-особенности процесса адаптации и социализации детей в обществе;

-основы планирования, организации и реализации взаимодействия с родителями;

-знания об особенностях и функциях современной семьи;

-знания о методах и приемах оказания необходимой консультационной педагогической помощи семье по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

-должностные обязанности педагогического работника;

-знания об основных методах, средства, приемах и формах взаимодействия сотрудников образовательного учреждения с родителями.

Индивидуальная работа с родителями, как одна из форм взаимодействия

Индивидуальная работа с родителями может быть осуществлена в форме консультации, беседы или личного посещения педагогом семьи ребенка на дому.

Проведение индивидуальной работы может быть основано на:

1. Возникновение проблем в общении ребенка с другими детьми и педагогами.

2. По результатам проведенного наблюдения (выявлены проблемы в поведении, общении и т. д.).

3. По инициативе самих родителей или ребенка, связанной с ситуацией в семье, для разрешения ряда вопросов воспитания и т. д.

Одной из наиболее популярной и часто используемой формой, являются индивидуальные консультации.

Индивидуальная консультация – проводится между педагогом и родителем, по вопросам воспитания, обучения и развития детей, с целью установления более близкого контакта с семьей ребенка, разрешения проблемных ситуаций.

Индивидуальная консультация может быть заранее запланирована, а может проходить спонтанно. Поэтому для ее проведения педагог должен обладать необходимыми профессиональными навыками и компетенциями, уметь быстро ориентироваться и отвечать четко и доступно на вопросы родителей.

На запланированную индивидуальную консультацию, при необходимости, могут быть приглашены специалисты, которые дадут родителям дополнительные консультации по интересующим их вопросам. В некоторых случаях присутствие специалистов бывает просто необходимо. Особенно это актуально в тех случаях, когда ребенок имеет реальные проблемы в развитии или обучении.

Проведение каждой консультации, вне зависимости от того, была она запланированной или проведена спонтанно, должна подвергаться тщательному анализу со стороны педагогу. Это поможет не только тщательнее разобраться в проблеме и помочь родителям, но и будет способствовать повышению собственной профессиональной компетенции, пополнении своих знаний.

Все проведенные индивидуальные консультации должны фиксироваться в специальном дневнике, где педагог описывает цель, рассматриваемую проблему, принятое решение. Данные записи необходимы для того, чтобы отследить динамику изменений в семье и у ребенка. Кроме того, анализ записей в дневнике поможет педагогу выделить наиболее актуальные проблемы, которые возникают у родителей и на их основании разработать памятки для родителей, оформить стенд с важной информацией и т. д. Тем самым осуществляется объединение усилий сотрудников образовательного учреждения и родителей, что является основной целью их взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения»

Формы взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями воспитанников. План взаимодействия....

«Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения»

«Взаимодействие с родителями и сотрудникамиобразовательного учреждения»...

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Семья и детский сад связаны задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специал...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Данная статья посвящена вопросу взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации. Главная идея статьи состоит в том, что «семья и дошкольная организация – два важных со...

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском...

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга...