Дидактическое пособие "Марьин сундучок"
материал

Кинжибалова Мария Константиновна

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию дошкольника, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский

Проект

по созданию дидактического пособия

для развития мелкой моторики

«Марьин Сундучок»

Воспитатель: Тимошенко Мария Константиновна

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/459/793/original/box-with-retro-toys-vector.jpg

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок»

(В.А. Сухомлинский)

Актуальность:

    Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию дошкольника, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода.

Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте  интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в  познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка.

Таким образом, актуальность нашего дидактического пособия обусловлена:

  • Выбором игр, наиболее эффективных для развития мелкой моторики как одного из важнейших средств познания мира, развития творческих способностей и развития речи ребёнка;
  • Важностью проблемы разностороннего развития ребенка.

При организации деятельности в центре мелкой моторики столкнулась со следующим проблемами: материалы центра статичны, однотипны, быстро теряют интерес при многократном пользовании детьми и, соответственно, не в полной мере поддерживают детскую инициативу, желание ребенка играть, развиваться. Решение проблемы нашла в создании дидактического пособия «Марьин сундучок».

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

- Индивидуализация дошкольного образования;

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

- Партнерство с семьей;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Главное достоинство этого пособия заключается в том, что в процессе дидактических игр:

  • Активирует пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи детей;
  • Развивает уверенность в своих силах, решениях, способах выполнения заданий;
  • Совершенствует ранее полученные навыки самообслуживания;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает аккуратность, самостоятельность;
  • Развивает чувство композиции, цветовосприятия;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Цель проекта: развитие у дошкольников мелкой моторики через использование дидактического пособия «Марьин сундучок».

Задачи проекта:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
  • Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;
  • Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики;
  • Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

Вид проекта: информационный, познавательный, творческий.

Тип проекта:

  •  По составу участников – групповой (педагоги, дети, родители)
  •  По целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее).

Срок реализации: долгосрочный

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:

- Определение темы проекта;

- Формулирование цели и задач проекта;

-_Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II. Основной этап (практический):

- Расширение детских представлений;

-_Накопление и закрепление полученных знаний о разнообразии игр для развития мелкой моторики;

- Стимулирование и активизация детской фантазии;

- Осуществление грамотного педагогического руководства;

- Работа с детьми, игры (совместная деятельность).

Взаимодействие с семьями воспитанников:

1. Индивидуальные беседы с родителями;

2. Консультации, памятки, папки-передвижки по теме проекта.

III. Заключительный этап:

- Разработка и создание сундука для хранения дидактических игр;

- Оснащение сундука дидактическими играми для развития мелкой моторики;

- Презентация проекта на районном конкурсе «Есть идея».

Ожидаемый результат:

Мой проект «Марьин сундучок» направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования «Марьиного сундучка».

Использование с дошкольниками игры для развития мелкой моторики позволяет повысить интерес детей к индивидуальной деятельности, а также способствует развитию речи, творческого воображения, подготовленности руки ребёнка к овладению письмом в более старших группах детского сада, а далее школы. Родители получат необходимые знания по данной теме и станут больше уделять внимание развитию мелкой моторики своих детей.

Методическое обеспечение.

Интернет сайты:

Трансляция проекта.

Участие в конкурсе «Есть идея».

Перспективы проекта: распространение опыта.

Заключение

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Поэтому дальнейшая работа по развитию мелкой моторики рук ребенка будет продолжена, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планирую продолжить работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.

А также воспользоваться моей идеей могут воспитатели детских садов района и педагогические колледжи, готовящие молодые кадры для работы в дошкольных учреждениях. Так как оно не несёт больших финансовых влияний, а лишь желание педагогов и родителей творить для всестороннего развития детей. На сегодняшний день идея создания такого пособия востребована и актуальна, она развивает детей.

«…С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом».

М. Монтессори

Список использованных источников

  1. Инновационная программа дошкольного образования «От Рождения до школы». Издание 5-е (инновационное), дополненное и переработанное. Н.Е. Вракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2019
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24
  3. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений»: Новые педагогические технологии, 2017
  4. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)»: Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва, ВЛАДОС, 2017
  5. URL:_https://www.youtube.com/watch?v=CZoZn8Gh-Ss_Вебинар  «Мелкая моторика как средство речевого развития детей».
  6. URL:_ https://www.labirint.ru/books/688710/ Электронный мини-альбом "3+ Мелкая моторика и воображение"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок», г. Советский Дидактическое пособие «Марьин сундучок» Подготовила: Тимошенко М.К

Слайд 2

Актуальность работы по развитию мелкой моторики: Выбором игр, наиболее эффективных для развития мелкой моторики как одного из важнейших средств познания мира, развития творческих способностей и развития речи ребёнка; Важностью проблемы разностороннего развития ребенка.

Слайд 3

Внешний вид пособия:

Слайд 4

Оснащение « Марьиного сундучка»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно - дидактической игры "Сундучок бабушки Арины" 5 - 6 лет

Данная сюжетно – дидактическая игра   проводится с группой детей старшего  дошкольного возраста по теме «Сундучок бабушки Арины».  Целью  игры  является...

«Авторское дидактическое пособие «Сундучок добрых дел» для формирования познавательной активности дошкольников».

Задачи игры «Сундучок добрых дел»:игра знакомит детей с правилами поведения в обществе, учит анализировать поступки людей и давать им оценку, способствует развитию такого качества, как соп...

Дидактическая игра "Сундучок с колобками" 3-7 лет

Дидактическая игра для эмоционального развития детей 3-7 лет «Сундучок с колобками». Описание:Дидактическая игра «Сундучок с колобками» знакомит детей с разными чувст...

Многофункциональное дидактическое пособие «СУНДУЧОК С СЕКРЕТОМ»

  Ведущее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Через игру ребёнок в живой, увлекательной форме знакомится с широким кругом предметов и явлений окружающего мира. В игре р...