Конспект сюжетно - дидактической игры "Сундучок бабушки Арины" 5 - 6 лет
учебно-методический материал (старшая группа)

Крамаренко Татьяна Вячеславовна

Данная сюжетно – дидактическая игра   проводится с группой детей старшего  дошкольного возраста по теме «Сундучок бабушки Арины».  Целью  игры  является  формирование   понятия  о жанре устного народного творчества – небылице посредствам ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии и методического комплекса «Детский сад-2100» в контексте системно-деятельностного подхода.

        Таким образом, специфика жанров устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего  народа.

           Благодаря синтезу двух технологий Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»/Научные руководители – академик РАО, доктор психол. наук  Д.И. Фельдштейн , член-корр. РАО, доктор пед. наук, проф. Р.Н. Бунеев; научный редактор и составитель О.В.Чиндилова- М. :Баласс, 2017 и методического комплекса Т.А. Сидорчук «Я познаю мир» технологии ТРИЗ - РТВ – ОТСМ, Москва 2015,использования данного вида  алгоритма планирования НОД  реализуется  системно-деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно – дидактической игры

                                                                 выполнил  воспитатель  

                                                                 Крамаренко Татьяна Вячеславовна

Возраст детей

5 – 6 лет

Тема сюжетно-дидактической игры

«Сундучок бабушки Арины»

Вид деятельности

игровая

Цель педагога

Формировать  понятие о жанре устного народного творчества – небылице посредствам ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии и методического комплекса «Детский сад-2100» в контексте системно-деятельностного подхода.

 Активизация словаря: небылицы, перевертыши, нелепицы, вымысел

Имеющиеся первичные представления,

которые могут быть актуализированы в дидактической игре

Первичные представления о жанрах устного народного творчества:  сказка, колыбельная, скороговорка, пословица (поговорка) , загадка

Предполагаемая цель ребенка

Помочь  бабушке Арине  навести порядок в сундучке, разложить  картинки в соответствии с жанрами устного народного творчества.

Этапы деятельности

Действия педагога

Действия детей

Мотивационный этап

 Педагог вносит сундучок, сообщает, что бабушка Арина подарила нам сундучок с красочными иллюстрациями и схемами. А домовенок Кузя похозяйничал и навел  беспорядок внутри него.

 Педагог привлекает  внимание детей к  содержимому  сундучка (иллюстрации к  сказке, колыбельной, скороговорке, пословице ( поговорке) , загадке  и схемы)  и предлагает  для рассмотрения.

Педагог проводит подводящий диалог, стимулирующий на помощь бабушке Арине.

- Кто поможет бабушке?

-  Как мы можем помочь?

Проявляют интерес и вступают в диалог и игровые действия.

Выражают желание помочь бабушке Арине навести порядок в сундучке.

Обмениваются информацией, вступают в диалог

Ориентировочный этап

 

Организация затруднения - уточнение цели

Педагог предлагает поиграть, объясняет правила игры  - подобрать пару к схеме из предложенных иллюстраций, используя   напольную

дидактическую игру  «Карусель» по принципу пособия «Кольца Луллия» по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.

И/З : отождествлять  иллюстрацию  со схемой  в соответствии с жанровыми особенностями устного народного творчества.

 Ход игры:  

Педагог предлагает выбрать по желанию картинку или схему. Занять место на секторах, найти свою пару. Внутренний круг занимают дети, которые выбрали схему. Внешний круг занимают дети с иллюстрациями, в соответствии со схемой и учетом жанровых особенностей устного народного творчества.

Педагог провоцирует детей на обсуждения и комментарии в ходе составления пар.

Организовывает затруднение

На столе остается  схема, отображающая небылицу. Педагог обращает на нее внимание детей

Педагог использует подводящий диалог.

- Вам знакома эта схема?

-  К каким иллюстрациям ее можно соотнести?(затруднение)

Предлагает предположить, что она может означать

 

Дети эмоционально откликаются, выбирают по желанию иллюстрацию или схему. Занимают сектора в соответствии с поставленной задачей. Составляют пары с учетом жанра устного народного творчества.

Эмоционально откликаются.

Делают свои предположения.  Осознают и принимают цель. Прогнозируют свои действия.

В ходе игры дети испытывают затруднение: не могут определить новую схему в сектор и соотнести ее с иллюстрациями

Исполнительский этап

Изложение нового материала

Педагог  выставляет на мольберт загадочную схему и  иллюстрацию  к небылице. Зачитывает стихотворение – небылица. Обращает внимание на характерные особенности  жанра.

Предлагает сопоставить  схему с иллюстрацией. Провоцирует  на обсуждение при рассматривании новой схемы и сравнении ее с иллюстрацией к небылице.

- Что изображено на схеме?

- О чем  нам может рассказать  эта схема?

- Какие «действия» производят «объекты» в небылицах?

- Может ли  это быть на самом деле? Почему?

Педагог уточняет, что в произведении происходят события , которые не соответствуют действительности и являются вымыслом, фантазией.

Изменение игры (усложнение) с введением новой схемы. Игра  с новыми объектами, с новой схемой и новыми иллюстрациями.

Педагог предлагает продолжить  напольную дидактическую игру «Карусель» в новых условиях.

Во внутреннем круге  в свободный  сектор добавляется схема символизирующая  небылицу.  На столе выложены иллюстрации с новым сюжетом, в том числе и небылица.

Предлагает детям объединиться в пары, выбрать картинку по желанию с любым сюжетом и занять сектор во внешнем круге в соответствии со схемой и с учетом жанра устного народного творчества.

В ходе игры педагог акцентирует внимание на  схему и картинку с небылицей.

Подведение итога

- Помогли мы бабушке Арине навести порядок в сундучке? Получилось ли поиграть в предложенную бабушкой игру?

- Что  нам  пришлось для этого сделать?

- К какому виду жанра устного народного творчества относится схема?

(сравнение результата с целью)

Используют речь как средство общения и обмена информацией.

Дети делают комментарии.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети работают в парах, самостоятельно выполняют задание.

Отвечают на поставленные вопросы, делают комментарии

Рефлексивный этап

- Что мы делали? Во что играли и с чем? Что нового узнали?

- Что сегодня вам особенно понравилось?

- Что было интересным?

- Что вызвало затруднения?

Дети отвечают. Комментируют.

Описывают свои эмоции.

Перспективный этап

 Создать условия для совместной деятельности. Где мы можем применить эти новые знания и умения? Как еще можно поиграть? Какую новую игру можно придумать? Какие новые правила ввести?  

Выказывают желание научить родителей или  окружающих  новой игре. Придумать в кругу семьи новую небылицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Конспект сюжетно - дидактической игры «Путешествие на вертолете» в старшей группе

     Программные задачи: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Расширить знания о видах транспорта, о правилах безопасного поведения на улице, о дорожных зн...

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

Конспект сюжетно-дидактической ролевой игры в подготовительной к школе группе на тему: «Супермаркет».

Обеспечить обогащение впечатлений у детей об окружающем мире и расширение границ сюжетно-ролевой игры «Семья» походом в магазин «Супермаркет»....

Конспект сюжетно – дидактической игры с блоками Дьенеша с детьми средней группы на тему: «Полет в космос»

Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Развивать у детей...