Математическая гостиная "В мире логико-математических игр"
материал по математике (подготовительная группа)

Матвеева Наталия Филипповна

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей математической гостиной. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в увлекательный мир   развивающих логико - математических игр.

Всем известно, что  основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра, которая имеет  большое значение для интеллектуального развития, для познания  окружающего мира. Именно  в игре рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости;  сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому наша основная задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха  важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь. Огромная роль в данном случае принадлежит логико – математическим играм. Логико-математическая игра - это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Уважаемые родители, сегодня мы хотим познакомить вас с  логико-математическими играми, активно используемыми в нашем дошкольном учреждении, которые влияют не только на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность старших дошкольников. Внимание на экран.

На экране транслируется видеофрагмент познавательного досуга.

  1. Забегает плачущая  Розка, за ней Лизка (герои мультфильма «Барбоскины»).

Розка: Где же моя шкатулочка? Где она затерялась? Нигде не могу найти. Лиза, ты брала мою шкатулочку?

Лизка: Ничего я  не брала. Я твою шкатулку даже не видела. А для чего она тебе?

Розка: Как для чего? Я на конкурс красоты собираюсь, а там у меня мои любимые украшения лежали и моя счастливая булавка.

Лизка: Ой, ребята, здравствуйте! Мы тут на конкурс красоты собираемся, а Розка потеряла свою шкатулочку. Вы нам не поможете? Розка, расскажи ребятам, как она выглядела, и они тебе помогут. Правда, ребята? (да)

Розка: У меня где-то была фотография, сейчас я её найду

Лизка: Ребята, сделаем из игры «Сложи узор» точно такую же шкатулочку как на фотографии? Хорошо,  делать мы начнем по моей команде: «Раз, два, три – начни!». Как только вы сделаете шкатулку, поднимаете руку. Готовы?

imageДети берут игру «Сложи узор» и собирают шкатулочку.

 

 

Воспитатель: Уважаемые родители, мы с вами посмотрели видеофрагмент образовательной деятельности, с использованием кубиков Никитиных «Сложи узор». Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в разных вариантах. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий: сначала учатся раскладывать кубики по образцу, затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры,  т. е. выполнять уже творческую работу.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Воспитатель: Сейчас мы хотим познакомить вас со следующей логико-математической игрой. Внимание на экран.

2.Розка: Ой, ребята  помогите мне еще, пожалуйста. Мне надо мои счастливые бусинки собрать. Решив примеры правильно, вы узнаете, какой формы и размера должна быть бусинка, которую надо найти в сундуке. Выкладывайте бусинки на столе, цвет бусинки показан на фотографии. Кто все бусинки найдет, поднимает руки. (Дети берут блоки Дьенеша). Готовы! Начали!

imageРебята решают примеры  и выкладывают блоки.

 

 

 

 

1 бусина

2 бусина

3 бусина

4 бусина

5 бусина

Форма

5+1=

6+1=

3+1=

4+1=

5+1=

Размер

1+1=

1+2=

1+1=

2+1=

2+1=

 

                      Форма:                                                                                                   Размер:

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

 

image

4

6

7

5

3

2

 

image

Воспитатель: Уважаемые родители, сейчас мы просмотрели видеофрагмент с использованием «Блоков Дьенеша». На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. 
            Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю посмотреть следующий видеофрагмент.

  1. Ох, какая я всё-таки красавица. Всё! Бусинки починили, шкатулку нашли пора записываться на конкурс. Где-то я номер телефона записала. Ничего не понимаю, у меня какие-то палочки нарисованы, что я такое записала. Как я звонить буду, номер-то из цифр состоит, а не из палочек.

Лизка: Какая же ты глупая, это же номер телефона зашифрован каждая палочка, какая - то цифра.

Розка: Зато красивая. Ребята помогите разгадать номер. Кто первый разгадает, поднимает руку.  

Розка: Спасибо ребята. Розка набирает номер.  Здравствуйте, я хочу на конкурс записаться. Как уже! Бегу! Спасибо ребята, пока!  (Убегает).

image      6 3 5 2 4 5 3 7

Воспитатель: Уважаемые родители, мы с вами посмотрели видеофрагмент с использованием «Палочек Кюизенера». Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом.

Палочки Кюизенера выполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

В заключение хотелось бы отметить, что логико-математические игры развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познаваательной активности. От того, насколько будут развиты у ребенка математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_vecher_uvazh_rod_dlya_konkursa.docx108.96 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей математической гостиной. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в увлекательный мир   развивающих логико - математических игр.

Всем известно, что  основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра, которая имеет  большое значение для интеллектуального развития, для познания  окружающего мира. Именно  в игре рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости;  сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Поэтому наша основная задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха  важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь. Огромная роль в данном случае принадлежит логико – математическим играм. Логико-математическая игра - это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Уважаемые родители, сегодня мы хотим познакомить вас с  логико-математическими играми, активно используемыми в нашем дошкольном учреждении, которые влияют не только на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, но и формируют познавательную активность старших дошкольников. Внимание на экран.

На экране транслируется видеофрагмент познавательного досуга.

  1. Забегает плачущая  Розка, за ней Лизка (герои мультфильма «Барбоскины»).

Розка: Где же моя шкатулочка? Где она затерялась? Нигде не могу найти. Лиза, ты брала мою шкатулочку?

Лизка: Ничего я  не брала. Я твою шкатулку даже не видела. А для чего она тебе?

Розка: Как для чего? Я на конкурс красоты собираюсь, а там у меня мои любимые украшения лежали и моя счастливая булавка.

Лизка: Ой, ребята, здравствуйте! Мы тут на конкурс красоты собираемся, а Розка потеряла свою шкатулочку. Вы нам не поможете? Розка, расскажи ребятам, как она выглядела, и они тебе помогут. Правда, ребята? (да)

Розка: У меня где-то была фотография, сейчас я её найду.  

Лизка: Ребята, сделаем из игры «Сложи узор» точно такую же шкатулочку как на фотографии? Хорошо,  делать мы начнем по моей команде: «Раз, два, три – начни!». Как только вы сделаете шкатулку, поднимаете руку. Готовы?

Дети берут игру «Сложи узор» и собирают шкатулочку.

Воспитатель: Уважаемые родители, мы с вами посмотрели видеофрагмент образовательной деятельности, с использованием кубиков Никитиных «Сложи узор». Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в разных вариантах. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий: сначала учатся раскладывать кубики по образцу, затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры,  т. е. выполнять уже творческую работу.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Воспитатель: Сейчас мы хотим познакомить вас со следующей логико-математической игрой. Внимание на экран.

2.Розка: Ой, ребята  помогите мне еще, пожалуйста. Мне надо мои счастливые бусинки собрать. Решив примеры правильно, вы узнаете, какой формы и размера должна быть бусинка, которую надо найти в сундуке. Выкладывайте бусинки на столе, цвет бусинки показан на фотографии. Кто все бусинки найдет, поднимает руки. (Дети берут блоки Дьенеша). Готовы! Начали!

Ребята решают примеры  и выкладывают блоки.

1 бусина

2 бусина

3 бусина

4 бусина

5 бусина

Форма

5+1=

6+1=

3+1=

4+1=

5+1=

Размер

1+1=

1+2=

1+1=

2+1=

2+1=

                      Форма:                                                                                                   Размер:

4

6

7

5

3

2

Воспитатель: Уважаемые родители, сейчас мы просмотрели видеофрагмент с использованием «Блоков Дьенеша». На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. 
            Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю посмотреть следующий видеофрагмент.

  1. Ох, какая я всё-таки красавица. Всё! Бусинки починили, шкатулку нашли пора записываться на конкурс. Где-то я номер телефона записала. Ничего не понимаю, у меня какие-то палочки нарисованы, что я такое записала. Как я звонить буду, номер-то из цифр состоит, а не из палочек.

Лизка: Какая же ты глупая, это же номер телефона зашифрован каждая палочка, какая - то цифра.

Розка: Зато красивая. Ребята помогите разгадать номер. Кто первый разгадает, поднимает руку.  

Розка: Спасибо ребята. Розка набирает номер.  Здравствуйте, я хочу на конкурс записаться. Как уже! Бегу! Спасибо ребята, пока!  (Убегает).

      6 3 5 2 4 5 3 7

Воспитатель: Уважаемые родители, мы с вами посмотрели видеофрагмент с использованием «Палочек Кюизенера». Особенностью данного набора является то, что палочки в нем отличаются размером и цветом, что позволяет быстрее ассоциировать нужное число с определенным цветом.

Палочки Кюизенера выполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

В заключение хотелось бы отметить, что логико-математические игры развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познаваательной активности. От того, насколько будут развиты у ребенка математическое мышление и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"

В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Консультация для педагогов "Развитие логико-математического интеллекта посредствам логико-математических игр"

Консультация для педагогов "Развитие логико-математического интеллекта посредствам логико-математических игр"...