Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» Направленность: подготовка руки к письму
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук — это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Умелые пальчики»
Направленность: подготовка руки к письму
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 4 – 5лет
Срок реализации: 1 год
Автор –составитель:
Амирова Хавва Мамедовна
воспитатель
г. Братск
2021 г.
Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук — это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок, так как навыки письма формируются медленно. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель реализации программы: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Образовательные задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей,
2. Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях, рисовании предметов по клеткам и обводку трафаретов, закрашивании
3. Развивать пространственную координацию, координацию на листе бумаги, строке; умение выполнять задания по словесной инструкции
4. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.
5. Развивать умение правильно держать ножницы, действовать ими; умение работать с пластилином и бумагой в разных техниках
Объем и срок освоения программы
1 раз в неделю
20 минут занятие
36 занятий
Общее количество часов | Количество часов в неделю |
Планируемые результаты освоения программы:
- мелкая моторика и координация пальцев рук у детей развита до уровня, соответствующего данному возрасту;
- владеют разными видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру); составляют рисунок по клеткам, умеют обводить по трафарету и по образцу, соблюдают правила закрашивания
- владеют пространственными представлениями (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела); понимают и выполняют задания по словесной инструкции воспитателя, могут действовать по образцу
- владеют гигиеническими правилами письма: сформирована усидчивость, умеют сохранять правильную посадку и положение рук при письме; работу выполняют аккуратно
- умеют работать с бумагой и пластилином в разных техниках, правильно держать карандаш, кисть, ножницы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Перспективный тематический план
Дата | Тема | Программное содержание | Количество часов |
Сентябрь | |||
Пальчиковая гимнастика. Штриховка по образцу «Квадрат» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение штриховать по образцу (горизонтально, вертикально). Учить детей доводить работу до конца. | 1 | |
Пальчиковая гимнастика. Штриховка по образцу «Овал» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение штриховать по образцу (горизонтально, вертикально и с наклоном). Учить детей доводить работу до конца. | 1 | |
Пальчиковая гимнастика. Штриховка «Фрукты. Овощи» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Развивать умение штриховать по образцу. | 1 | |
Пальчиковая гимнастика. «Фрукты. Овощи» | Обводить по контуру и раскрашивать по образцу, соблюдая все правила. | 1 | |
Октябрь | |||
«Грибы. Ягоды» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Научить аккуратно обводить по контуру и раскрашивать. | 1 | |
Лепка «Дары осени» | Учить детей лепить овощи и фрукты из пластилина, развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию | 1 | |
«Я рисую дождик» | Формировать умение детей рисовать цветными карандашами короткие прерывистые линии, воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя | 1 | |
Штриховка «Жители леса» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. | 1 | |
Ноябрь | |||
Обведение по контуру и раскрашивание «Зоопарк» | Продолжать учить обводить по контуру, не отрывая руки от листа. Закреплять умение аккуратно раскрашивать. | 1 | |
«Домашние животные и их детеныши» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук Соедини линией маму и детеныша и раскрась. | 1 | |
Рисование «Любимое домашнее животное» | Развивать умение передавать в рисунке образ любимого животного. Доводить начатое дело до конца. | 1 | |
«Птицы» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Умение раскрашивать, обводить по контуру без отрыва от бумаги | 1 | |
Декабрь | |||
Аппликация «Чудо - птица» | Научить правильно держать ножницы, вырезывать из бумаги детали для аппликации, умение создавать образ волшебной птицы | 1 | |
«Моя страна - Россия» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, развивать любознательность. | 1 | |
«Мой город - Братск» | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, развивать любознательность. | 1 | |
Аппликация «Снеговики» | Продолжать учить правильно держать ножницы, развивать умение вырезывать большие и маленькие круги | 1 | |
Январь | |||
«Елочные шарики» | Продолжать учить штриховать в разных направлениях. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук | 1 | |
«Снегопад» | Научить детей с помощью карандаша рисовать мелкие и крупные снежинки, располагая их на всем листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук | 1 | |
«Животные Севера и жарких стран» | Учить дорисовывать элементы рисунка, обводить по контуру, штриховать волнистыми линиями и раскрашивать по образцу, | 1 | |
«Подводный мир» | Продолжать учить ориентировке на листе бумаги и в пространстве, закреплять умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур | 1 | |
Февраль | |||
Лепка «Рыбки» | Развивать воображение, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук. | 1 | |
«Мебель» | Уметь классифицировать мебель, закреплять умение обводить по контуру без отрыва от бумаги, , раскрашивать, соотнести по цвету | 1 | |
«Военная техника» | Уточнить знания детей о военной технике, провести машины по дорожке, не задев края линий | 1 | |
Рисование пластилином «Самолет» | Закреплять умение отщипывать пластилин небольшими кусочками и распределять его на шаблоне. Радоваться полученному результату. | 1 | |
Март | |||
«Посуда» | Учить дорисовывать предметы посуды, обводить их по пунктирным линиями раскрасить узоры на посуде | 1 | |
«Цветы» | Учить обводить по пунктирным линиям, раскрашивать, закреплять умение соотносить по цвету, заштриховать листочки. | 1 | |
«Дорисуй узор» | Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер | 1 | |
Работа с ножницами «Дорожка длинная и короткая» | Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук | 1 | |
Апрель | |||
«Космос» | Закреплять умение обводить пунктирную линию, помочь ракетам добраться до планет. Самостоятельное моделирование звезд из пластилина. Развивать мелкую моторику. | 1 | |
«Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | 1 | |
Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Лягушка» | Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. | 1 | |
Выкладывание фигур из счетных палочек | Развивать воображение, сообразительность. | 1 | |
Май | |||
Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек» | Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер | 1 | |
«День и ночь» | Закреплять умение обводить по контуру без отрыва от бумаги, штриховать, раскрашивать. Игра «День – ночь» | 1 | |
Аппликация «Транспорт» | Уточнить знания детей о геометрических фигурах. Умение подбирать цвета для яркой машины, формировать пространственные отношения. Закреплять умение правильно держать ножницы, вырезывать детали для машины. Развивать воображение, фантазию, творчество. | 1 | |
«Насекомые» | Провести дорожку от насекомого до цветка, соединяя пунктирные линии без отрыва от бумаги, закреплять умение обводить дорожки сплошными линиями | 1 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Кадровый раздел
Программу реализует один педагог, обладающий необходимым уровнем образования в соответствии с требованиями законодательства
ФИО | Должность | Образование, год окончания обучения | Повышение квалификации | Общий стаж |
Амирова Хавва Мамедовна | Воспитатель | Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы. 1994г. | 2021г |
3.2 Материально – техническое обеспечение
Занятия проходят в групповой комнате
Материалы и оборудование
Тетради, Листы с заданиями, карандаши цветные, карандаши простые, бумага цветная, картон белый, пластилин, ножницы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического направленности «Умелые ручки» 5-6 лет
Пояснительная запискаДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"( художественно- эстетической направленности на один учебный год для средней группы. Программа кружка «Умелые ру...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» Направленность: подготовка руки к письму
Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одев...
Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...