Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» Направленность: подготовка руки к письму
методическая разработка (средняя группа)

Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук — это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Умелые пальчики»

Направленность: подготовка руки к письму

Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 4 – 5лет

Срок реализации: 1 год

Автор –составитель:

Амирова Хавва Мамедовна

воспитатель

г. Братск

2021 г.

Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие моторики рук — это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.  

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок, так как навыки письма формируются медленно. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Цель реализации программы: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Образовательные задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей,

2. Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях, рисовании предметов по клеткам и обводку трафаретов, закрашивании

3. Развивать пространственную координацию, координацию на листе бумаги, строке; умение выполнять задания по словесной инструкции

4. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

5. Развивать умение правильно держать ножницы, действовать ими; умение работать с пластилином и бумагой в разных техниках

Объем и срок освоения программы

1 раз в неделю

20 минут занятие

36 занятий

Общее количество часов

Количество часов в неделю

Планируемые результаты освоения программы:

- мелкая моторика и координация пальцев рук у детей развита до уровня, соответствующего данному возрасту;

- владеют разными видами штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру); составляют рисунок по клеткам, умеют обводить по трафарету и по образцу, соблюдают правила закрашивания

- владеют пространственными представлениями (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела); понимают и выполняют задания по словесной инструкции воспитателя, могут действовать по образцу

- владеют гигиеническими правилами письма: сформирована усидчивость, умеют сохранять правильную посадку и положение рук при письме; работу выполняют аккуратно

- умеют работать с бумагой и пластилином в разных техниках, правильно держать карандаш, кисть, ножницы

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Перспективный тематический план

Дата

Тема

Программное содержание

Количество часов

Сентябрь

Пальчиковая гимнастика. Штриховка по образцу «Квадрат»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение штриховать по образцу (горизонтально, вертикально). Учить детей доводить работу до конца.

1

Пальчиковая гимнастика. Штриховка по образцу «Овал»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение штриховать по образцу (горизонтально, вертикально и с наклоном). Учить детей доводить работу до конца.

1

Пальчиковая гимнастика. Штриховка «Фрукты. Овощи»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Развивать умение штриховать по образцу.

1

Пальчиковая гимнастика. «Фрукты. Овощи»

Обводить по контуру и раскрашивать по образцу, соблюдая все правила.

1

Октябрь

«Грибы. Ягоды»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Научить аккуратно обводить по контуру и раскрашивать.

1

Лепка «Дары осени»

Учить детей лепить овощи и фрукты из пластилина, развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию

1

«Я рисую дождик»

Формировать умение детей рисовать цветными карандашами короткие прерывистые линии, воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя

1

Штриховка «Жители леса»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

1

Ноябрь

Обведение по контуру и раскрашивание «Зоопарк»

Продолжать учить обводить по контуру, не отрывая руки от листа. Закреплять умение аккуратно раскрашивать.

1

«Домашние животные и их детеныши»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук Соедини линией маму и детеныша и раскрась.

1

Рисование «Любимое домашнее животное»

Развивать умение передавать в рисунке образ любимого животного. Доводить начатое дело до конца.

1

«Птицы»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Умение раскрашивать, обводить по контуру без отрыва от бумаги

1

Декабрь

Аппликация «Чудо - птица»

Научить правильно держать ножницы, вырезывать из бумаги детали для аппликации, умение создавать образ волшебной птицы

1

«Моя страна - Россия»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, развивать любознательность.

1

«Мой город - Братск»

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, развивать любознательность.

1

Аппликация «Снеговики»

Продолжать учить правильно держать ножницы, развивать умение вырезывать большие и маленькие круги

1

Январь

«Елочные шарики»

Продолжать учить штриховать в разных направлениях. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук

1

«Снегопад»

Научить детей с помощью карандаша рисовать мелкие и крупные снежинки, располагая их на всем листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук

1

«Животные Севера и жарких стран»

Учить дорисовывать элементы рисунка, обводить по контуру, штриховать волнистыми линиями и раскрашивать по образцу,

1

«Подводный мир»

Продолжать учить ориентировке на листе бумаги и в пространстве, закреплять умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур

1

Февраль

Лепка «Рыбки»

Развивать воображение, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.

1

«Мебель»

Уметь классифицировать мебель, закреплять умение обводить по контуру без отрыва от бумаги, , раскрашивать, соотнести по цвету

1

«Военная техника»

Уточнить знания детей о военной технике, провести машины по дорожке, не задев края линий

1

Рисование пластилином «Самолет»

Закреплять умение отщипывать пластилин небольшими кусочками и распределять его на шаблоне. Радоваться полученному результату.

1

Март

«Посуда»

Учить дорисовывать предметы посуды, обводить их по пунктирным линиями раскрасить узоры на посуде

1

«Цветы»

Учить обводить по пунктирным линиям, раскрашивать, закреплять умение соотносить по цвету, заштриховать листочки.

1

«Дорисуй узор»

Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер

1

Работа с ножницами «Дорожка длинная и короткая»

Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук

1

Апрель

«Космос»

Закреплять умение обводить пунктирную линию, помочь ракетам добраться до планет. Самостоятельное моделирование звезд из пластилина. Развивать мелкую моторику.

1

«Улица геометрических фигур»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

1

Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Лягушка»

Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.

1

Выкладывание фигур из счетных палочек

Развивать воображение, сообразительность.

1

Май

Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек»

Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер

1

«День и ночь»

Закреплять умение обводить по контуру без отрыва от бумаги, штриховать, раскрашивать. Игра «День – ночь»

1

Аппликация «Транспорт»

Уточнить знания детей о геометрических фигурах. Умение подбирать цвета для яркой машины, формировать пространственные отношения. Закреплять умение правильно держать ножницы, вырезывать детали для машины. Развивать воображение, фантазию, творчество.

1

«Насекомые»

Провести дорожку от насекомого до цветка, соединяя пунктирные линии без отрыва от бумаги, закреплять умение обводить дорожки сплошными линиями

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Кадровый раздел

Программу реализует один педагог, обладающий необходимым уровнем образования в соответствии с требованиями законодательства

ФИО

Должность

Образование, год окончания обучения

Повышение квалификации

Общий стаж

Амирова Хавва Мамедовна

Воспитатель

Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы. 1994г.

2021г

3.2 Материально – техническое обеспечение

Занятия проходят в групповой комнате

Материалы и оборудование

Тетради, Листы с заданиями, карандаши цветные, карандаши простые, бумага цветная, картон белый, пластилин, ножницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики» социально-педагогической направленности для детей 2 - 3 лет срок реализации: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорящие пальчики»социально-педагогической направленностидля детей 2 - 3 летсрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического направленности «Умелые ручки» 5-6 лет

Пояснительная запискаДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"( художественно- эстетической направленности на один учебный год для средней группы. Программа кружка «Умелые ру...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые пальчики» Направленность: подготовка руки к письму

Актуальность. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одев...

Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...