Круглый стол для педагогов «Стресс в нашей жизни. Безопасные способы разрядки»
методическая разработка

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты педагога.

В связи с переходом современного образования на новый уровень, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, к его роли в образовательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения педагогическим тактом), проектировочными умениями.

Данная ситуация способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, проявлениям дезадаптации, снижению работоспособности,  потере интереса к работе, раздражительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Стресс в нашей жизни. Безопасные способы разрядки»

                Цель: обучение методам снятия эмоционального и мышечного напряжения, укрепление психологического здоровья педагогов ДОУ.

                Материалы: 2 ватмана, фломастеры, листы бумаги на каждого участника,

Ход выступления:

Добрый день, уважаемые педагоги! Прежде чем поговорить о методах повышения стрессоуствойчивости, предлагаю немного поиграть.

Упражнение 1 «Кто Я»

Психолог предлагает каждому из участников выбрать любой предмет в комнате. Затем представить себя этим предметом и написать небольшой рассказ о себе от имени выбранного предмета. Обязательно укажите состояние этого предмета, расскажите о его жизни, о его чувствах, о его деятельности.

Когда рассказы будут написаны, психолог рассказывает о механизме проекции и сообщает, что всё что было сказано от имени выбранного предмета относится непосредственно к самому автору.

Ведущий: профессия педагога – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты педагога.

В связи с переходом современного образования на новый уровень, повышаются требования со стороны общества к личности педагога, к его роли в образовательном процессе. От педагога требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения педагогическим тактом), проектировочными умениями.

Данная ситуация способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, проявлениям дезадаптации, снижению работоспособности,  потере интереса к работе, раздражительности.

Для начала выясним значение термина, который прочно вошел в нашу жизнь – «стресс». Ганс Селье говорил «стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».

Под стрессом чаще всего подразумевают значительные физиологические  и  психологические перегрузки. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называется стрессоустойчивостью. 

Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями…). Педагог, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным сочетанием стрессоустойчивости, необходимая для успешного осуществления педагогической деятельности.

Упражнение 2 «Рисование стресса»

Цель: раскрытие понятия стресса и его составляющих.

На ватмане нанесен рисунок фигуры человека.

Предлагаю Вам на ватмане всем вместе создать рисунок «стресс в жизни педагога»… Для этого каждый и вас поочереди нарисует какую-нибудь составляющую стресса.

Рисование. Обсуждение рисунка.

Ведущий: стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции (саморегуляция - воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояния).

Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно проанализировать ситуацию, сохранить в сложных эмоциональных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.

Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не умеют или не знают каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям.

Уровень стрессоустойчивости педагога, возможно, повысить и закрепить в условиях реализации комплексной программы повышения уровня профессиональной стрессоустойчивости педагога.  

Начинать комплексную программу повышения уровня стрессоустойчивости педагога следует с осознания своих индивидуально-психологических и типологических особенностей (методики: ТПО К. Леонгарда, ДМО Лери, ИТО Собчик и др).

Отмечу, что особое внимание следует уделить саморефлексии (от лат. сам и  reflexus – «отражение, поворот») – самонаблюдение, самосознание и самопознание, непосредственное обращение к собственному сознанию) как одного из факторов стрессоустойчивости педагога. Один из методов саморефлексии – упражнение «Мои роли, интересы, возможности».

Упражнение 3 «Мои роли, интересы, возможности»

Цель: развитие навыка саморефлексии.

На листах бумаги выстроите (пропишите сверху вниз) свои роли, интересы, возможности.

Прописывать начинайте с фраз:

- Я…

- Мне интересно…

- Я могу…

Ведущий: практика показывает, не последнюю роль играют навыки релаксации (от лат. relaxation – расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого.

Упражнение 4 «Дыхание»

Цель: обучение методу снятия эмоционального напряжения, состояния возбуждения.

  1. Сядьте и займите удобное положение;
  2. Положите одну руку на живот, вторую – на грудь.
  3. Сделайте глубокий (менее двух секунд) вдох, набирая воздух сначала в живот, а затем заполняя им всю грудь.
  4. Задержите дыхание на 1 – секунды.
  5. Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха.
  6. Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.

 Путь к формированию стрессоустойчивой личности  педагога – это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами  мотивов, сомнений, неуверенностей в себе. На этом пути важно познавать индивидуально – типологические особенности, особенности межличностных отношений в коллективе, владеть навыками саморефлексии и релаксации, что позволит не только предупредить возникновение болезней, укрепить здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. 

Упражнение 5 « Жизнь без стресса»

Цель: поддержание позитивного настроя и хорошего настроения.

На ватмане нанесен рисунок фигуры человека.

Предлагаю закончить нашу встречу рисунком «Жизнь без стресса». Для этого каждый из Вас по очереди, нарисует элемент картины.  

Упражнение 6 «Мне сегодня…»

Цель: рефлексия прошедшего семинара.

Каждому из Вас предлагаю завершить фразу: «Мне сегодня…»… так же скажите, оправдались ли Ваши ожидания от сегодняшней встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Стресс на рабочем месте"

28 апреля 2016 года, как и в предыдущие годы, по инициативе Международной организации труда (МОТ) отмечается Всемирный день охраны труда – международная акция по развитию идей безопасного и достойного...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Здоровый образ жизни: обсуждаем с коллегами».

Круглый стол для педагогов ДОУ "Здоровый образ жизни: обсуждаем с коллегами"...

Круглый стол для родителей «Физическое развитие, здоровье и безопасность – норма жизни наших семей»»

Цель. Показать необходимость соблюдения здорового образа жизни в семье.Задачи:-выяснить, какую роль играют родители в совместной оздоровительной деятельности с ребенком;-расширить и углубить знания ро...

Круглый стол для педагогов "Развитие познавательного интереса детей третьего года жизни"

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста....

Реализация проекта по оптимизации психологического здоровья педагогов «Стресс в нашей жизни»

laquo;Стресс в нашей жизни».Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного...

Круглый стол для педагогов «Воспитание навыков культуры поведения в повседневной жизни воспитанников детского дома»

Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условии жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...