Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении
консультация

Олеся Валериевна Хаванова

Социально - педагогическая служба образовательного учреждения - открытой воспитательной системы - ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

Принципами деятельности социальной службы являются:

- личностный подход к ребенку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

- оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа "сделай себя личностью сам";

- объективность подхода к ребенку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции);

- коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;

- неразглашение информации о ребенке и его семье.

Основные функции социальной службы образовательного учреждения.

- диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, особенности семьи, позитивные силы и источники негативного влияния на детей и подростков;

- прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности;

- консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей;

- профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов.

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка - сосредоточение внимания педагогов школы на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении.

Социально - педагогическая служба образовательного учреждения - открытой воспитательной системы - ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

Принципами деятельности социальной службы являются:

- личностный подход к ребенку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

- оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа "сделай себя личностью сам";

- объективность подхода к ребенку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции);

- коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;

- неразглашение информации о ребенке и его семье.

Основные функции социальной службы образовательного учреждения.

- диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, особенности семьи, позитивные силы и источники негативного влияния на детей и подростков;

- прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности;

- консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей;

- профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов.

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка - сосредоточение внимания педагогов школы на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

Поддержка социальной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности):

- забота о больных, инвалидах и бедных;

- благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

- работа в службах социальной защиты;

- благоустройство города, микрорайона, двора;

- охрана природы и памятников культуры;

- проведение игр и творческих занятий с младшими школьниками;

- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

Организационно-методическая деятельность:

- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Профилактика дезадаптивного поведения и правонарушений - осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в ПДН (КДН), привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов. Социальный педагог совместно с классными руководителями, учителями может провести дни «Правовых знаний» по возрастным группам.

В своей работе социальный педагог выделяет два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации и осуществляет профилактику как школьной дезадаптации, так и социальной.

Школьная дезадаптация – это несоответствие социального и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительными или в крайних случаях невозможным.

Социальная дезадаптация – это устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации – семьи, образовательных учреждений. Направления работы по профилактики такого поведения заключаются в следующем: раннее выявление детей группы риска; консультативноразъяснительная работа с родителями и педагогами; патронаж несовершеннолетнего; привлечение необходимых специалистов.

Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением – это направление связано с такими формами деятельности, как:

- учет и контроль состояния дел и подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение журнала учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);

- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;

- индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться ребенку от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – психиатром, невропатологом, наркологом);

- включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

- привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;

- установление контакта с семьей ребенка, при необходимости; - защита прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

 - посещение семей с целью изучения условий, в которых проживает ребенок; - организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.

В работу с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей, входит:

- установление контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;

- помощь в оформлении документов; - оказание материальной помощи;

- взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству; - собеседование с ребенком, при необходимости – помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных). С этой целью осуществляется взаимодействие с психологом, логопедом, невропатологом, классным руководителем, администрацией школы, инспектором по опеке и попечительству; - посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок.

Работа с малообеспеченными и многодетными семьями – это

- изучение семей учащихся школы с целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей;

- изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных и многодетных семей, с целью оказания им материальной, моральной и другой помощи;

- работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки, проведение индивидуального консультирования;

- взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.;

- помощь в трудоустройстве старших детей, определении младших детей в детский сад, в лагеря отдыха, в санатории.

Работа с педагогическим коллективом школы.

Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

Формами работы в этом направлении могут быть: консультирование; проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «детьми находящимися в трудной жизненной ситуации», СОП и их родителями, обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

Профориентационное направление - представляет собой обоснованную систему социально – экономических, психолого – педагогических, производственно – технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, консультация, отбор и адаптация.

Основные задачи профориентационной работы – это

- постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

- формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;

- развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;  

- оказание морально – эмоциональной поддержки учащимся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);

- формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

- диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

- разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.

Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы.

Можно выделить следующее:

- изучение медико - психологических и социально – педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды; - выявление детей группы риска;

- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения учащихся;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействие с психологами, учителями и классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод учащихся;

- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Немаловажную роль в деятельности социального педагога играет социальное воспитание детей.

Социальное воспитание детей — это воспитание, направленное на восприятие и усвоение знаний и норм поведения определенной культуры, в этом процессе ребенок воспринимает и усваивает ценностную систему. Социальное воспитание детей – процесс, в котором обе стороны оказывают друг на друга взаимное влияние. Характер и особенности темперамента ребенка влияют на его родителей. И, в свою очередь, характер и менталитет родителей как ничто отражается на тех способах воспитания, которые они применяют.

Социальное воспитание детей ставит своей главной целью донести до ребенка ценностные ориентации, стандарты поведения, основные нравственные нормы. Достичь этой нормы можно методами поощрения, мотивации детей, при необходимости — применение мер наказания. Родители должны быть в первую очередь примером ребенку, чтобы он стремился подражать им, перенимал особенности их поведения, общения с окружающими. Немаловажное значение в процессе социального воспитания играют и окружающие – друзья, соседи, одноклассники. В семье должна быть правильно и рационально организована жизнь, деятельность всех членов семьи должна быть подчинена общим целям, отношения должны строиться на полном взаимопонимании, доверии, а характер общения между домашними должен быть в меру демократическим. Правильное социальное воспитание детей зависит от того, каков культурный, образовательный и педагогический уровень у родителей.

В процессе социального воспитания детей родители руководствуются следующими методами:

- поощрения за хорошее правильное поведение;

- порицание в случае нарушения ребенком установленных правил и норм поведения;

- сами родители хорошо и глубоко понимают внутренний мир своего ребенка, между ними и детьми налажено хорошее взаимопонимание;

- родители являются для ребенка хорошим примером для подражания.

Если родители невнимательны к ребенку, настроены к нему недоброжелательно, ответной реакцией будет враждебное отношение к ним (как явное, так и скрытое). Детская жестокость, порой безотчетная и ничем не мотивированная, на самом деле вызывается глубокими детскими переживаниями. Постоянное чувство вины, тревожность, низкая самооценка – это результат загоняемой внутрь бессильной агрессии.

Правильное социальное воспитание детей возможно, когда родители:

- свои требования к ребенку разъясняют, вовлекают в это обсуждение детей;

- пользуются своей родительской властью только в самом крайнем случае;

- хотят видеть своего ребенка не только послушным, но и независимым в суждениях;

- принимают во внимание мнение ребенка, не руководствуются только детскими желаниями, порой эгоистичными и нерациональными.

Все это эффективно влияет на формирование ребенка как инициативной, активной, самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки. Крайности (как в одну, так и в другую сторону) никогда к хорошим результатам не приводили. Родительский авторитаризм может сыграть негативную роль, ребенок может оттолкнуться от папы и мамы, будет осознавать себя в семье недооценённым, нежелательным членом, от которого ничего не зависит. Напротив, излишний либерализм может привести к тому, что у ребенка возникнет сознание того, что родителям абсолютно все равно, что происходит с ним, раз они ему все и всегда разрешают. И в одном, и в другом случае формирование ребенка будет с «перекосом». И тут главная задача родителей – отыскать «золотую середину», а задача социального педагога помочь в этом.

Хаванова О.В.,

социальный педагог детского сада № 7 «Лесная сказка»,

г. Новоуральск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

Презентация на тему: "Социальная работа в образовательном учреждении"

Важным направлением социальной работы в системе образования является защита прав учащихся, установление связей между семьей и образовательным учреждением....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...

Тестовые задания по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохранения специальности 39.02. 01 Социальная работа

Тестовые задания по МДК 04.01 Технология социальной работы в учреждениях здравоохраненияспециальности 39.02. 01 Социальная работа...