Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
консультация (младшая группа)

   Первые годы жизни — начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве.       Своевременно начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, использовать целесообразные средства, методы и приемы воздействия.

   Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, большую подражательность и внушаемость, эмоциональность, развитие таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.

   На протяжении всего раннего детства решающую роль в равитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего это родители, искренне любящие малыша, внимательные к его нуждам и интересам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_adaptatsiya_malyshey_k_uslov_ds.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 РАННЕГО ВОЗРАСТА

   Первые годы жизни — начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве.       Своевременно начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, использовать целесообразные средства, методы и приемы воздействия.

   Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, большую подражательность и внушаемость, эмоциональность, развитие таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.

   На протяжении всего раннего детства решающую роль в равитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего это родители, искренне любящие малыша, внимательные к его нуждам и интересам.

Консультация для родителей на тему

«Адаптация детей раннего возраста к условиям

дошкольного учреждения»

Подготовительный этап.

   Группы детей раннего возраста комплектуются постепенно, поэтому у каждого воспитателя есть возможность предварительной беседы с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. Важно выяснить такие вопросы, как распорядок жизни малыша, состояние его здоровья, требования, предъявляемые взрослыми, сформированность навыков опрятности, самостоятельной еды, одевания, наличие вредных привычек (еда в сопровождении демонстрации игрушек, потребность в соске, игрушке, укачивании при засыпании и т. д.). В беседе с взрослыми членами семьи педагог узнает, как готовят ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, какие индивидуальные особенности малыша, по их мнению, необходимо учитывать воспитателям. Полезно расспросить родителей о привычках ребенка, о его любимых занятиях дома.

Примерный   текст   сообщения   педагога.

   Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.

   В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами — дело привычное, часто привлекательное. Иное дело — ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.

    Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.

   Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые — воспитатели и няня. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

   На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И. П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

   В поведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты, свойственные детям более раннего возраста. Например, примитивнее становится речь малыша: дома он обращался с просьбой дать ему что-либо, а в детском саду показывает на понравившуюся игрушку и тянет: «Ай-ай-ай!» (так он раньше говорил слово дай). Возможно временное разрушение некоторых навыков. Например, Алеша поступил в детский сад в возрасте 1 г. 2 мес. Дома он уже ходил, в детском саду утратил это умение: передвигается, ползая по комнате. У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и не-врогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т. п. У одних детей нарушается сон, у других — отсутствует аппетит.

   Таким образом, период адаптации — тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2—3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.

   В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

   На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов. Прежде всего, возраст малыша: легче всего приспосабливается к новым условиям жизни ребенок 5—6 мес, сложнее это дается в возрасте от 10 мес. до 1 г. 6 мес— 1 г. 7 мес. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка? Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

   Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.

   Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, де ти из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.

   Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

   Итак, общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.

   Желательно, чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него. Учите детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой.

   О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствии малыша воздержитесь от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т. д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребенка, предварительно посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легча уделить больше внимания новичку. Но в первые дни лучше оставлять ребенка на 1—2 ч, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем — до вечера.

   Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с вами. Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

   В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит быть на руках у взрослых и т. п.), нежелательно, так как осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.

   В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни или играют в групповой комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...

Консультация для родителей на тему "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"

Подготовительная информация для родителей детей раннего возраста перед посещением дошкольного учреждения...

Консультация на тему: «Адаптация детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения»

Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период  жизни, приобщение к социуму, вхождение в новую жизнь....

Консультация для родителей на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».

Консультация для родителей на тему«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»....

Консультация для родителей. «Теоретические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимости от стиля семейного воспитания »

В  процессе  адаптации  ребенка  в  раннем  возрасте  можно  выделить  особенные  факторы,  такие  как  межличностные  отношения,...