«Музыкально-творческая одаренность дошкольников»
учебно-методический материал

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-tvorcheskaya_odarennost_doshkolnikov.docx24.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-творческая одаренность дошкольников

(из опыта работы)»



«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву

на которой особенно успешно они произрастают»


Г. Нейгауз

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры и всех областей социальной жизни. Работа с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.

Меня, педагога, проработавшего много лет с дошкольниками, и отвечающего за их музыкальное развитие не могла оставить равнодушным проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Из практики я точно знаю, что такие дети нуждаются в проведении с ними дополнительной работы. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Работа с музыкально- одаренными детьми стала одним из важнейших аспектов моей профессиональной деятельности.

Целью данной работы ставлю: выявление и поддержку музыкально-одаренных детей, а также развитие оптимальной музыкальной образовательной среды, способствующей самореализации личности.

Этапы работы с музыкально-одарёнными детьми включают:

1 ЭтапВыявление детей с выраженной музыкальностью; подбор методов и приёмов для работы с одарёнными детьми;

2 этап: Организация индивидуальной и кружковой работы с одаренными детьми, просветительской деятельности с педагогами и родителями.

3 Этап: Актуализация творческих возможностей музыкально-одаренных детей, через участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Музыкальная деятельность – моя основная форма работы с детьми, но, как правило, ее не хватает мне для реализации каких-либо «грандиозных» планов, творческих проектов.

Наблюдая за детьми на занятиях я для себя отмечаю тех детей, которые более ярче проявляют себя в музыкальной деятельности. Например: чисто интонационно исполняют песню, либо эмоционально проявляют себя в определенной постановке или сценке, красиво и ритмично двигаются.

Но есть дети, у которых скрыты эти способности, либо они на фоне других «лидеров» не могут проявить себя из -за неуверенности или стеснения. Таких детей можно выявить методом диагностического обследования, которое проводится в начале учебного года.

Инструментарий, включает в себя задания по всем разделам музыкальной деятельности (это пение, движение, музицирование.) Например, для выявления интонационно точно поющих детей, нужно спеть ранее выученную песню от начала и до конца, с аккомпанементом, с точным ритмическим рисунком, соответствуя характеру произведения. И я вам скажу с этим заданием справляются только некоторые дети.

Таким образом, в ходе мониторинга, в прошлом учебном году, среди детей старшего дошкольного возраста выявлено 21% с высоким уровнем развития музыкальности, с которыми я наметила дальнейшие пути развития.

На следующем этапе, после проведенной консультации с родителями музыкально-одарённых детей, им была предложена индивидуальная работа по специальным маршрутам сопровождения и дополнительная кружковая работа.

Вот уже более 10 лет я работаю с программой дополнительного образования «Солнышко». Этот кружок создан для детей старшего дошкольного возраста с выраженными музыкальными способностями, любящими и желающими научиться петь. Обучение в кружке предполагает выступления на праздниках, концертах, участие на фестивалях, конкурсах, творческих проектах на местном, муниципальном и областном уровнях., мы неоднократно становились лауреатами 1и 2 премий Районного  песенного конкурса « Веселые нотки», районного фестиваля – конкурса «Уральские самоцветы»; Районный конкурс «Мама,папа, я- музыкальная семья»; Районный конкурс «Саткинский княжич» ; Районный конкурс «Саткинский Жягет» и другие.

Особенность программы кружка заключается в том, что дети в игровой форме развивают свои вокальные данные: путем артикуляционной гимнастики, фонопедических упражнений, различных попевок и распевок.

Задачи программы:

  1. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение.
  2. Помочь детям овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности.

Первое, с чего начинаю работу с кружковцами – это игры - приветствия. Они очень нравятся детям, так как создают благоприятный к работе эмоциональный фон. Некоторые игры придуманы мной, некоторые позаимствованы у педагогов- практиков. Например, в игре «Кто в домике живет?» педагог пропевает вопрос, а те дети у кого более высокие (либо низкие) голоса отвечают (пропевают), сопровождая пение определённым ритмом. А в игре «День добрый», дети пропевают и прохлопывают имена каждого присутствующего ребенка и желают ему «Доброго дня» и «отличного настроения», что способствует концентрации внимания детей, развитию координации движений, речи и артикуляции, развивает ритмический слух и умение действовать согласованно, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу..…

Далее мы начинаем заниматься подготовкой артикуляционного аппарата. Здесь работа направлена на активизацию движений кончика языка, выполнение им дифференцированных движений, на развитие умений отграничивать движения языка в нижней челюсти Например, упражнение «Иголочка»- языком выполнять движение «иголочка», как –бы протыкая щечки, или упражнение «Качели» - язык не касаясь губ кончиком производит движение вверх-вниз. Все упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку.

Неотъемлемой частью подготовки к пению являются и песенки-распевки- это коротенькие мелодии, задачей которых является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Сюда входят знакомые с детства нам потешки, связанные в определенную мелодию, например, «У кота - воркота», «Дождик, дождик», «Божья коровка» и мн. другое. Также на стадии распевок я охотно использую и нотный звукоряд, в качестве дополнительного музыкального образования и как интонационное упражнение «Лесенка», что очень нравится детям, они запоминают последовательность нот в восходящем и нисходящем движении, а затем сами играют в игру «Дирижёр».

Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения продуктивности и конечного результата.

Любая деятельность, в том числе вокальная, – это напряжение, которое может вызвать усталость, снижение работоспособности. Поэтому для отдыха голосового аппарата делаю паузы- физ. минутки. Это различные музыкальные игры с движениями, или игры с ускорением под сопровождение, такие как: «Самолет», «Пельмешки», «Вперед 4 шага» и многие другие.

Считаю, что самая трудоемкая и интересная работа-это непосредственно работа над песенным репертуаром. Очень важным в моей работе является подбор музыкального материала. Стараюсь подбирать его с учетом возможностей и предпочтений детей, а также идти в ногу со временем. Но и не забываю об охране детского голоса, не допускаю в своей работе форсированного звука и громкого пения, а также пения в неудобном для детей диапазоне. Репертуар в моей практике многообразен: от русских народных песен, таких как «Ложки деревенские», « А я чайничала», до современных песен из  репертуара шоу групп «Домисолька»,  «Непоседы» и др.

Стараюсь интересно преподать воспитанникам новый репертуар, например: загадав загадку, ребята отгадывают, про что или про кого мы будем учить песню, либо включаю на компьютере видеозапись, в исполнении артистов, либо сама исполняю ее. Разобрав содержание по смыслу, поговорив о ней, мы начинаем учить текст, добавляя различные звучащие жесты, чтобы тем самым запомнить и ритм. В мелодии мы учим сначала сложные фразы, также сопровождая звучащими жестами. Здесь работа направлена на чистоту интонирования, правильную дикцию и артикуляцию, дыхание по фразам.

Чтобы добиться более развивающего эффекта использую в работе различные методические приемы, по разучиванию песен: такие как: «Звуковысотный показ рукой»; Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всем ансамблем), подгруппами (3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке. «Споем песню с полузакрытым ртом»; «Пение слов шепотом в ритме песни»; «Задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит» и мн.др.

Через 2-3 занятия, мы «наполняем» песню движениями, или что называется «ставим номер», то очень нравится детям, и каждый раз они спрашивают : «А как эту песню мы будем петь полукругом ,врассыпную или группами?» И я разрешаю детям самим принимать участие в постановке номера и ко многим я прислушиваюсь.

Я считаю, что пение с движениями, дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.

Также на завершающейся стадии у нас идет работа над выразительным артистичным исполнением.

После плодотворной работы ребята любят и пошалить-поиграть в игры с голосом, такие как: «Ау», «Любимый цвет», «Музыкант», а также, порелаксировать на мягком ковре, под красивую классическую музыку.

Кружковая деятельность – это не единственный способ стимулирования одарённости. После ее мною составляется индивидуальный маршрут для различных видов одаренности, например, танцевальной, вокальной, или театральной. Работу по маршруту я осуществляю в рамках групповых музыкальных занятий, либо индивидуально в свободные от занятий минутки.

Здесь также, как и на подгрупповом занятии я использую песенки распевки, дыхательные и артикуляционные упражнения ,а также фонопедические упражнения В. Емельянова- упражнения на сигналы доречевой коммуникации, например: «Скрип двери » «Песенка про ,смех». В проведении данного упражнений используем "толстый" - низкий речевой голос и "тонкий" - высокий речевой голос.

Для активизации вялого артикуляционного аппарата и воспитания концентрации внимания, использую скороговорки на различные группы согласных звуков, такие как:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. На дворе трава, на траве дрова.
3. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу и другие…

В основном, ребята, занимающиеся по маршрутам, это будущие солисты в песнях, танцах или главные герои утренников. А также неотъемлемые участники различных конкурсов, как городских, так и региональных.

Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями.

Взаимодействие с семьями воспитанников я выстраиваю по следующим направлениям:

Информационно-аналитическое направление реализую через анкетирование, опросы, беседы с родителями. Например, опрос на тему «Праздники в детском саду» выявил, что тематика праздников и развлечений вполне устраивает родителей на 90%, а Анкетирование по теме: "Факторы, влияющие на активность вашего ребёнка в музыкальном развитии" показало, что 78% опрошенных придают влиянию музыки на развитие ребёнка огромное значение, считают, что их дети растут творческими личностями, проявляя свои музыкальные способности в различных видах деятельности.

Познавательное направление реализуется через проведение консультаций, бесед, мастер-классов. Так, мастер-класс «Песенка здоровья», научил родителей весело, вместе с ребенком выполнять не сложные игры с движениями, игры –массажи с предметами, с музыкальным сопровождением, как для старших, так и для младших дошкольников.

Оформляю печатные буклеты, памятки на темы «Поем дома», где помещены тексты старых добрых песен, таких как «Кузнечик», Облака», «Улыбка» и другие, «Музыка вокруг нас» -это целое пособие в помощь маме на кухне, чем завлечь ребенка (от ложки до кастрюли).

В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а также к содействию дальнейшего обучения детей в ДШИ и вокальных студиях города.

Развлекательное направление мной реализуется через проведение праздничных развлекательных программ, концертов, конкурсов с участием родителей и детей. Например… проводимое мной Шоу «Битва фамилий», с участием семей воспитанников, или «Проект по Питанию и здоровью» - «Поверь в себя», с участием трех семей, различные конкурсно - развлекательные программы, приуроченные к календарным праздникам, такие как «23 Февраля», «8Марта», «День матери» и мн.др., где родители являлись полноценными участниками мероприятий. Так же наши родители участвуют в качестве главных персонажей и героев на мероприятиях, что очень радует детей, ну и конечно нас педагогов.

Успех моей работы невозможен и без совместной деятельности с педагогами, которые активно помогают, организуют самостоятельное музицирование детей в группе. В работе с воспитателями используются открытые просмотры, консультации, беседы, круглые столы, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. Так мастер-класс «Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников» познакомила педагогов с правильным дыханием и звукоизвлечением, рядом разнообразных методов разучивания с детьми песни, а семинар-практикум «Артикуляционные сказки для детей» - вдохновил их на сочинения сказок для воспитанников, с целью развития речевого и голосового аппарата .

Также хочу отметить, что с каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада. Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и флешки с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера.

Третьим этапом моей работы с одаренными детьми являются выступления детей на различных мероприятиях, концертах фестивалях и конкурсах. Данный этап – это результат всей моей деятельности с одарёнными воспитанниками, это конечный продукт, ради которого проведена каждодневная кропотливая работа, это те достижения, которыми все мы (я, мои воспитанники, их родители и педагоги) можем гордиться.

Мои воспитанники являются главными героями в театральных постановках, проводимых ежегодно в нашем городе фестивале –конкурсе «Театральная весна» в детском саду. Исполняют сольные вокальные партии в сказках и мюзиклах. А также очень часто играют небольшие роли на утренниках как для малышей, так и на своих группах.

Мои одарённые воспитанники – это победители и призёры таких фестивалей и конкурсов:

- Городской конкурс « Веселые нотки»- Лауреаты 1степени,2017,2018г.г ;Лауреаты 2 степени…(2019г.)-Лауреаты 1 степени .-2021, 2022гг.

-Районный фестиваль «Уральские самоцветы» - Лауреаты 1 степени 2019, 2021г.

Районный конкурс «Театральная весна»-Лауреаты 2 степени 2020г.

Районный конкурс « На балу у Золушки»- Лауреаты 1 степени 2018г; 2020г;

Районный конкурс «Саткинский жягет -2021»

Я очень рада, что мои воспитанники по окончании детского сада продолжают заниматься на различных творческих площадках (ДШИ,  Дворцы культуры,).

 Исходя из вышеизложенного могу сказать, что работа, систематически проводимая мною в данном направлении в течение многих лет, эффективна, результаты тому подтверждение. (У детей, благодаря пению улучшилась дикция, появился легкий, полетный голос, дети научились открыто и более раскрепощенно держаться на сцене, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах.)

Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте с душой!».


Материал подготовила:

Музыкальный руководитель

Трапезникова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"

Музыкальная сказка  развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»

Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г....

Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг освоения программы по выявлению музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальные звездочки» на 2022-2023г....