Творческий проект "Чудеса из бумаги"
проект (старшая группа)

Пилипенко Валентина Александровна

Творческий проект "Чудеса из бумаги" в старшей группе. Составила: воспитатель МБДОУ № 7 "Золотая рыбка" ст. Отрадная, Пилипенко Валентина Александровна.

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью проекта  является опыты с бумагой. При этом особенно важно развитие  воображения и образного мышления дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

Краткосрочного проекта в старшей группе детского сада

Тема«Чудеса из бумаги»

Тип проекта: творческий

Вид проекта: групповой

Выполнила: Пилипенко Валентина Александровна, воспитатель МБДОУ№7.

Сроки проведения проекта : 28 марта - 1 апреля

Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатель, родители детей.

Цель проекта :

Формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней. Исследование свойств бумаги.

Задачи проекта :

1. Формировать у детей 5-6 лет элементарные представления о бумаге;

2. Расширять знания о значении бумаги в жизни человека;

3. Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к аппликации, оригами и изготовления различных поделок из бумаги;

4. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к работе с бумагой, самостоятельность, активность, уверенность в себе;

5. Обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.

 Актуальность: В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности. Дети пятого-шестого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико- синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Роль родителей в реализации проекта :  изготовление поделки совместно с детьми дома, помощь в поиске бумаги разного вида для коллекции.

Подготовительный этап:

Составление перспективного плана работы по реализации проекта. Разработка критериев оценивания умений и навыков детей. Подбор методического материала, литературы для реализации проекта.

Основной этап:

Планирование работы. Формирование тем для занятий. Проведение занятий, бесед. Создание альбома «Такая разная бумага». Проведение опытов с бумагой «Разрывание бумаги», «Изготовление бумаги своими руками», «Сминание бумаги»

Заключительный этап:

 Выставки детских работ. Выставки совместных работ детей и родителей. Фото – выставки «Чудеса из бумаги». Фотографии занятий; Работы детей;

Формы: занятия; эксперименты. Средства: художественное слово; динамические паузы, физминутки, дидактические игры, подвижные игры.

План реализации проекта :

День 1.

Привлечь родителей к изготовлению поделок из бумаги совместно с детьми дома.

1. Тематическая беседа "История бумаги"

2. Стихи и загадки о бумаге

3. Д/игра “Что лишнее ”

4. Опыт "Разрывание бумаги".

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики"

День 2.

1. Тематическая беседа "Как делают бумагу. "

2. Д. игра "Что бывает из бумаги"

3. Опыт: «Изготовление бумаги своими руками»

День 3

1. Чтение Суханов А. С. "Сказка о листке бумаги"

2. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

3. Конструирование в технике оригами "Грачи"

4. Опыт «Сминание бумаги»

Консультация для родителей: "Деятельное познание мира средствами оригами".

День 4.

1. Чтение стихотворения Михалков С. М. "Лист бумаги".

2. Опыт с водой и бумагой

3. Совместное изготовление альбома "Такая разная бумага".

День 5

1. Беседа на тему "Что мы знаем о бумаге" (подведение итогов)

2. Обсуждение выставки "Чудеса из бумаги"

Выставка детский работ

Подведение итогов и результатов проекта.

Результаты:

Дети:

- проявление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов;

- повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции;

- применение знаний в практической деятельности;

- проявление интереса к декоративно-прикладному искусству и дизайну из бумаги.

Родители:

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги:

-повышение систематизации качества работы с детьми по развитию творческих и познавательно-практических способностей;

- внедрение метода сбережения в учебно-воспитательный процесс.


Беседа в старшей группе «История бумаги»

 Воспитатель: Пилипенко В.А.           

Программное содержание: 

Образовательные:

Сформировать у детей представления о том, на чем писали люди в прошлом. Дать представление о производстве бумаги. Научить детей самостоятельно изготовлять бумагу.

Развивающие: Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам. Развивать мелкую моторику рук, внимание и мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к бумаге. 

Словарная работа: цера, пергамент, папирус, пресс.

Ход занятия

Бумагу изобрели давно. Как вы думаете зачем? (Ответы детей).

Необходимость  делать записи возникла давно. Но древние люди еще не изобрели бумагу. Как вы считаете, на чем они могли писать? (Ответы детей).

Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на  большие расстояния. Как вы думаете, удобны ли  были глиняные таблички? (Ответы детей).  Они- были очень неудобными: тяжелыми и хрупкими, а их изготовление отнимало очень много времени. Поэтому стали думать, что же еще придумать для записей.

Позже люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.-

А как вы думаете, удобно было писать на воске?  Почему?

Использовали древние египтяне  стебли папируса (местное растение), снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса  склеивались между собой. Высушенный лист был хорошим материалом для письма.

Книга того времени представляла собой папирусный свиток. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана.

Поэтому был придуман пергамент. Пергамент изготавливали из кожи животных. Писали красками из растений. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать, причем с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но и это было неудобно. Почему? (Ответы детей).

А вот наши предки, жившие на Руси, наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.

Такую бумагу, какой мы пользуемся сейчас изобрели в Китае.

Ученый нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры  дерева.  Торговцы из Китая, путешествуя, брали с собой бумагу, чтобы делать записи. Так, секрет изготовления бумаги узнал весь мир.

Книги были редки и очень дороги. Они писались и переписывались от руки. Переплет их украшали драгоценными металлами и камнями.

Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги.

-Как же делают бумагу  в наши дни? ( Бумагу производят на бумажных фабриках).

В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Срубленные деревья, распиленные на бревна, везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. В специальные бумагоизготавливающие  станки заливают эту массу, равномерно ее распределяют и отжимают от влаги. С помощью пресса ее выравнивают и просушивают. Бумагу скатывают в рулоны.

Сейчас бумаги производится все больше и больше, а значит, и деревьев вырубается больше. Наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу. Скажите, а что делаете вы и ваши родители с прочитанными газетами, исписанными тетрадями, старыми раскрасками? (Ответы детей). А можно ли изготовить бумагу, на которой можно рисовать из старых ненужных газет самим? Проверим?

https://cdn.fishki.net/upload/post/2020/02/21/3236077/tn/79167602a7c471a17fb67defcde00bc9.jpg

        


https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_58859cb083078/img13.jpg

        


Опыт: Изготовление бумаги своими руками

1. В качестве основы берем 2-3 салфетки, измельчаем их (можно порвать на мелкие кусочки руками или порезать ножницами, чем мельче, тем лучше)

2. Заливаем эти обрезки водой, лучше тёплой.

3. Добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА и столовую ложку крахмала, чтобы лист был эластичным и мог гнуться.

4. Перемешиваем эту смесь, получается жидкая каша.

5. Выкладываем нашу кашу на сетку из-под детской мозаики (выкладываем тонким ровным слоем). Для этого лучше всего в ёмкость, на которой стоит экран (поднос, противень и т.п.) налить воды, так, чтобы она покрывала сетку с массой. Разравниваем кашу и потом сливаем всю воду.

6. После этого промакиваем наш “лист” бумаги полотенцем до тех пор, пока он не станет почти сухой.

7. Настало время для окончательной сушки. Оставляем лист под прессом (горох) чтобы он не покоробился.

8. После окончательной сушки у нас получилась очень красивая бумага ручной работы.

Игра: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Опыт «Разрывание бумаги»

Цель:  показать, что бумага легко разрывается.

Материал: картон, бумага, ткань

Ход опыта: педагог предложила детям два вида материала: бумагу, картон, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

Опыт «Сминание бумаги»

Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?.

«Почемучка» предложила детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?.

Вывод: дерево. Из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная. мягкая, её можно смять.

«Вода и бумага»

Потребуется бумажная салфетка и ванночка с водой.

Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Склеите корабль солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная …..  (Бумага)

Белое поле,

Черное семя,

Кто его сеет,

Тот разумеет      (бумага и письмо)

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов …… (цветной бумаги)

Голубочка бела

В избу влетела,

Что на свете видала,

Все рассказала.       (газета)

Без языка, без голоса,

А все расскажет.     (книга)

Я белая, как снег,

Дружу с карандашом,

Где он пройдет,

Там заметку кладет.    (бумага)

Загадки о бумаге:


Беседа «Как делают бумагу» в старшей группе

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Ну конечно же...
(бумага)
- Сейчас я вам покажу и расскажу как делают бумагу.

Как вы уже знаете, бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. Оказалось, что ее можно делать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги - макулатуры. Так оказалось, что бумагу можно было использовать дважды!

Как же делают бумагу в наши дни?

Бумагу производят на бумажных фабриках.

Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.

На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.

Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет.

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы.

В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.

К обрабатываемой бумажной массе может быть добавлена макулатура, но лишь после удаления чернил. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящая из древесных волокон и воды, называется бумажным сырьем.

Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. Или смолы - благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается и легко распознается человеческим глазом. Бумага, используемая для печатания, не требует такого проклеивания, как писчая, потому что печатные краски готовятся не на водной основе и не растекаются.

После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители или пигменты, - например, мелко размельченные вещества для мелования. Так, добавки каолина делают бумагу белой и непрозрачной.

Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сначала кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на два вала и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. На сеточном участке начинается образование бумажного полотна, называемое формованием листа. Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. По мере продвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в ней воды вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя так называемую рулонную ленту.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

В конце сеточного участка еще сырое бумажное полотно перемещается в секцию прессования, которую также называют "мокрым прессованием". Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.

Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.


Сказка о листке бумаги

В королевской канцелярии среди множества книг и кипы бумаг жил-был листок. Самый обычный листок писчей бумаги, который в спешке король вырвал из тетради и оставил лежать на столе. Его величество был стар и все время что-нибудь забывал, поэтому часто записывал то, что ему было необходимо сделать. И вот однажды днем, Карл 3-й сел в роскошное кресло в своей канцелярии и заметив чистый листок записал на нем имя своего нового портного и вывел пером пару дат, когда должно было состояться что-то очень важное.

Надо сказать, что каждая тетрадь, каждая бумага ждала того самого дня, когда король взмет их в руки и росчерком золотого пера оставит свои заметки. И наш листок дождался своего момента.

- Видите какой я важный! Вы только мечтаете о подписи Карла 3-го, а меня его величество уже приметил! – Радовался листок бумаги.

- Рано ты почувствовал себя важным, нас король уже много лет подряд в руки и читает. – Рассмеялись книги.

- Зато на вас ничего не напишут, а у меня очень много свободного места. Я главнее всех в этой канцелярии! – Продолжал наш герой.

- Ты главнее! Да на тебе всего-то написано одно слово и двенадцать цифр! – возмутились другие бумаги, которые лежали стопкой на краю стола.

- Ха-ха! Да вы просто мне завидуете. Я ведь раньше вас попал под перо короля! – Воскликнул листок.

- А меня король каждый день берет в свои руки, и я об этом не кричу, а если ты будешь себя так вести, я поставлю на тебе огромную кляксу! – Гордо сказало перо.

- Да хоть сколько поставьте на мне клякс, я все равно буду главным документом! – Кричал наш герой.

- Главным… он главным… никогда – Начали перешептываться военные бумаги.

- Вы все увидите, что я документ и попаду в архив! – Продолжал листок.

Вдруг, дверь отворилась, и в канцелярию вошел Карл. Он принялся перебирать бумаги.

- Где же эта бумажка? – Произнес король и все бумаги с надеждой посмотрели на него.

- Я здесь мой король! – Кричал листок, и его величество взял именно его.

- Как же так! – Послышалось со всех сторон.

Король позвонил в колокольчик и на пороге появился слуга:

- Чего изволите, ваше величество?

- Позови-ка мне моего нового портного Штольца. – приказал Карл.

Слуга удалился, и королевская рука принялась расписывать перо по листку, затем немного порисовала всякие кружочки, палочки и узоры. Перо было слишком хорошо воспитано, поэтому не стало ставить кляксы, да и король мог поругать его.

Раздался стук в дверь.

- Войдите! – приказал Карл.

- Чего изволите Ваше величество? Я ваш новый портной!

- Проходите, я хочу чтобы к свадьбе моего внука вы пошили мне новое платье. – Ответил король.

- Тогда позвольте пригласить вас в мастерскую, где я сниму с вас мерки, а вы подберете ткань какую пожелаете. – Сказал портной.

- С удовольствием. – С улыбкой произнес Карл и смял листок в руке, а потом и вовсе кинул в корзину для ненужных бумаг.

Канцелярию переполнил смех, это книги и бумаги не могли сдержаться. Они кричали:

«Вот он самый важный в королевстве документ!…Добро пожаловать в архив!… там тебе и место, зазноба…»

Не смеялась только одна перьевая ручка, потому что была слишком хорошо воспитана и знала цену каждому листку бумаги.

Конец



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект (познавательно-исследовательно-творческий.) "Ёлочка из бумаги "

¨Развивать познавательную активность  к общенародным праздникам . Новому году, путем формирования исследовательской деятельности....

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике «Квиллинг»/

Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребе...

Творческий проект "Волшебная бумага"

Дети очень  любят творить, постиоянно что-нибудь придумывать. Прекрасным материалом для этого является гофрированная бумага, которая открывает множество прекрасных возможностей для творчества. Це...

Творческое конструирование из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Живая сказка»

       Конструирование из бумаги отвечая интересам детей, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания. Для проявлен...

Творческо-исследовательский проект "Бумага разная-фантазия прекрасная!"

Данный проект направлен на формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь св...