"Доска выбора"-средство поддержки детской инициативы.
методическая разработка

Климчук Наталья Викторовна

«Доска выбора»-средство поддержки детской инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doska_vybora.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Доска выбора»-средство поддержки детской инициативы.

 Для поддержания в группе детской инициативы, возможности проявлять себя в свободной деятельности по выбору и интересам можно использовать в своей группе «Доску выбора». Доска выбора – это один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Воспитатель не навязывает ребёнку своё мнение. Его задача состоит в том, чтобы организовать групповые пространства, т. е. зоны по интересам детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребёнка.

«Доска выбора» - доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях. (Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью). Количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Выбирая себе центр, деятельность, материалы, дети практикуются в принятии решений, причем это происходит в безопасной и организованной обстановке. Даже самые маленькие дети учатся делать выбор и осознавать последствия своих действий. В наших группах созданы различные центры активности. Прежде, чем пойти играть, каждый ребёнок должен подойти к доске, посмотреть, где и сколько человек одновременно может находиться. Только если есть свободное место , ребенок может добавить свою фотографию и пойти в желаемый центр активности. На доске выбора кол-во кармашков должно соответствовать кол-ву детей в группе.

В средней группе – это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку, фотографию.

В подготовительной группе – это стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своим именем.

В самой младшей группе. У ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.

Центры активности могут быть:

Уголок сюжетно ролевых игр

Уголок конструирования

Уголок книги

Уголок изо деятельности

Уголок физического развития

Уголок музыки

Театральный уголок

Уголок природы

В средней группе – это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку, фотографию.

В подготовительной группе – это стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своим именем.

В самой младшей группе. У ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать..

Круг выбора больше подходит для старшей и подготовительной группы. «Круг выбора» - для этого делим круг на 8 частей, каждая из которых соответствует только одной игровой зоне группы, а вместо пиктограмм и надписей – фотографии уголков нашей группы.

Как работаем с «Кругом выбора».

Перед тем, как начать работу с «Кругом выбора» (обычно это утром, перед завтраком или после завтрака») с детьми обсуждаем такие вопросы,например«Во что ты сегодня хочешь играть?»«Какой материал тебе для этого понадобится?»«С кем бы ты хотел этим заниматься?»

Дети могут заниматься самостоятельной деятельностью до 30 мин.

Как оцениваем. Для оценки результатов деятельности значки: 2 солнышка и тучка со смайликами с разным настроением. Если у ребенка все получилось – он крепит значок на желтое солнышко с веселым смайликом, если что - то не получилось – на оранжевое солнышко со смайликом грустным, если совсем плохо – на тучку с плачущим смайликом.

Эти же значки мы можем использовать для определения настроения, с каким дети пришли в детский сад и с каким уходят домой.

Можно использовать и другие значки. Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось! Палец вниз — я старался, но не получилось. Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо. Изображение черепашки — я старался, но делал медленно - поэтому не успел).

Использование «Круга выбора» и «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, проявлять инициативу, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.

 Сначала дети будут оценивать себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Кругом выбора», нужно учитывать ряд моментов. Например, если ребенок прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя— выяснить, чего именно не хватало ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.Задачи:...

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы"

Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы....

"Проектный метод-средство поддержки детской инициативы"

Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостояте...

Игра как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности

В статье описывается работа с детьми, имеющими ТНР, по развитию речевых, социо-коммуникативных и творческих навыков в игровой деятельности....