Конспект развлечения "Шахматная викторина"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель:

Систематизировать и закрепить знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

-Развивать, память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность;

-Закрепить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы;

-Учить ориентироваться на шахматной доске, решать простые шахматные задачи;

-Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shahmatnaya_viktorina.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Шахматная викторина»

Цель:

Систематизировать и закрепить знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

-Развивать, память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность;

-Закрепить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы;

-Учить ориентироваться на шахматной доске, решать простые шахматные задачи;

-Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий (в костюме короля): Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!  Я рад видеть всех в этом зале. Хочу пригласить вас в наше «Шахматное королевство». Все знают, что игра в шахматы –  очень интересное занятие. Это маленькое сражение между солдатами и офицерами.

 Это сражение со своими правилами. Сегодня сразятся команды: «Белая ладья», и «Храбрая пешка»                                  

Приглашаю капитанов команд для поднятия флага нашего «Шахматного королевства».

Прошу команды построиться на приветствие. (под музыку)

1)Команда «Белая ладья»

Играть я в шахматы учусь,                                                                  

проиграть я не боюсь.                                                                                                       Все умнее становлюсь!                                                                           Заниматься мне не лень,                                                                                           я играю каждый день.                

2) Команда «Храбрая пешка»

Шахматы — это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы — это обучение,

Шахматы — это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей.

А сейчас дети исполнят песню «Шахматная страна».

Есть Ульяновск город любимый

От суеты в дали.

В нём детский сад «Золотая рыбка»

Снова зажёг огни.

И колокольчиком зазвенели

Детские голоса,

Детям открыла настежь двери                                                                                                               Шахматная страна

Припев:

Шахматная страна, шахматная страна,

Кто нам расскажет, кто покажет,

Где она, где она?

Шахматная страна, шахматная страна

Мы вам расскажем, мы покажем

Здесь она, здесь она!

В этой стране научат чуду:

Как побеждать в игре.                                                                                                                                                    

Как ходят пешки и фигуры

И как скакать на коне

На все вопросы найдём ответы

Детского: «Почему?»

В этой стране научат чуду:

Честности и добру!

Припев.

Прошу команды занять свои места. (садятся под музыку)

Ведущий:

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы знать:

Как поставить доску нам,

По каким ходить полям,

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на трон.                                                                                             Пойми, не враг-противник твой,

И в правилах, заметьте-ка,

Чтоб честно биться за доской,

Раздел такой есть – этика.

Ребята, какие правила этики мы должны соблюдать?

Дети: Нельзя мешать противнику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; перед началом игры надо пожать руку противнику, а в конце поздравить с победой.

И так мы начинаем нашу шахматную викторину!

Итоги подведёт жюри:                                                                                            

Заведующая д/с :

Старший воспитатель;

Музыкальный рук-ль:

Желаю вам успехов, удач и побед!

Объявляю Гейм № 1. «Волшебная доска».                                                       Попрошу команды выйти ко мне:

Задание: Ребята, в нашем королевстве случилась неприятность, все шахматные доски распались на клеточки Каждой команде я даю составные части шахматной доски, вы должны собрать её. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

!!! Поставить шахматную доску на середину зала.

Гейм № 2.  «Шахматная викторина»

Задание: Команды по очереди будут отвечать на вопросы, а жюри подведёт итоги, у какой команды будет больше правильных ответов.

1) Самый умный вид спорта – это…(Шахматы)

2) Какую страну считают родиной шахмат?  (Индию)

3) Как называется игровое шахматное поле?  (Доска)

4) Из скольких клеток состоит шахматная доска?  (64)

5) Лёша выиграл 2 партии, Ваня проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно? (Три)

6) Какой шахматной фигуре можно объявить шах? (Королю)

7) Как называется положение на доске, когда король одной из сторон находится под шахом и не имеет возможности защититься?  (Мат)

8) Сколько вертикалей на шахматной доске, чем они обозначаются?  (8, обозначаются буквами)

9) Чем обозначаются горизонтали на шахматной доске? (Цифрами)

10) Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной?  (Слон)

11) Назовите самую «грамотную» шахматную фигуру.

(Конь, он ходит буквой «Г», а значит её знает)

12) Как ходит шахматная ладья? (По горизонтали и вертикали)

13) Как ходит пешка, как срубает фигуры противника?

(ходит прямо, срубает по диагонали)

14) Как ходит шахматный король? (На одну клетку)

15) Какое правило ферзя вы знаете, чтобы не перепутать место короля и ферзя? (Ферзь любит свой цвет)

16) Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?  (Белого)

17) Фигуры какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали?  (Чёрного)

18) При каком исходе партии в шахматном турнире игроки получают по пол-очка?  (Ничья)

Гейм № 3. «Морской бой»

Задание: Капитаны команд загадывают координаты. Участникам команд нужно правильно расставить фигуры.                                                                                                            

(Команды по очереди под музыку выходят к доске.)

Гейм № 4. «Шахматный задачник».

Приглашаю капитанов за шахматный стол                                                                                                                   Прошу построиться болельщиков для весёлого состязания.                

!!! Поставить столы с досками перед командами, и стульчики с фигурами на середину зала.

Задание: Участники команд приносят своему капитану шахматные фигуры, а капитан правильно расставляет их на доске. Побеждает та команда, которая всё сделает быстрее и правильно.                                  

Ведущий:                                                                                                                                        Я смотрю на первый ряд,                                                                                                 По краям ладьи стоят.                                                                                           Рядом вижу я коней,                                                                                                          Нет фигуры их хитрей.                                                                                                    Меж коней заключены                                                                                                    Наши славные слоны.                                                                                                           И еще два поля есть,                                                                                                                  А на них король и ферзь.                                                                                                  

Гейм № 5. «Волшебный шахматный мешочек».                              

Задание: Угадать фигуры на ощупь.

!!! На столы положить конверты.

 Гейм № 6. «Конверт с секретом».                                                                

Задание: В каждом конверте вы найдёте шахматную фигуру, которую вам надо собрать. Кто быстрее соберёт, тот и победит. (Дети читают стихи о шахматных фигурах)

(Король - 13группа; Ферзь - 12группа;)

!!! Расставить карточки на доске.

 

Гейм № 7. «Заморочки из бочки»

Задание: Ребята, вы должны из 4 вариантов ответов выбрать правильный.

  Когда отмечается Международный день шахмат?

а) 22 июня;       б) 20 июля;

в) 10 ноября;    г) 12 декабря.

   

Что можно сказать о шахматисте?

а) Ходит сидя;      б) Бежит лёжа;

в) Ползает стоя;   г) Плывёт летая.

   

Какой шахматной фигуры не существует?

а) Пешка;   б) Король;

в) Конь;      г) Дама.

   

Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) Лопатка;    б) Вилка;

в) Ложка;       г) Нож.

Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём?

а) Проходная;        б) Пробивная;

в) Пронырливая;   г) Козырная.

   

Какой шахматной фигурой, кроме пешки, можно начать шахматную партию?

а) Конём;         б) Слоном;

в) Ферзём;        г) Ладьёй.

   

Гейм № 8. «Тёмная лошадка»                                                                                   Задание: Команды должны расшифровать слово с помощью координат.                                                                      

 (Дети читают стихи о шахматных фигурах, которые были зашифрованы )                          

(Ладья -12 группа; Пешка 13 группа)

На этом наша викторина закончена, уважаемое жюри подведёт итоги.!

Пока жюри подводит итоги, задание для болельщиков «Доскажи словечко»

1. Скоро бой и ждет войска деревянная (доска).

2. Ни к чему, ребята, спешка, потеряться может (пешка).

3. Играет не простую роль его величество (король).

4. В «шалашах» и в «камышах», я услышал слово (шах).

5. В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а (мат).

6. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать (рокировку).

7. На доске есть у меня две лошадки – два…(Коня)

8.Черным клеточкам верны чернопольные (Слоны)

Слово нашему жюри. Узнаем победителей нашей викторины.                                                                                Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"

Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам.  Рекомендовано в качестве показательного заня...

"По тропинкам русских сказок» Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал позволяет активизирвать познавательный интерес детей старшего дошкльного возраста к книге через русскую народную сказку; формировать личные литературные предпочтения ребенка,способству...

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

Конспект развлечения "Викторина по произведерниям В. Бианки"

«Экологическая викторина по произведениям В. Бианки» с детьми  групп ОН 6-7л   Цель: Познакомить детей и родителей с творчеством В.В. Бианки. Воспитывать у детей познавательный интерес к...

Конспект игры-викторины по сказкам "Путешествие в страну сказок" в старшей группе

Задачи:  Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и музыкальным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам; формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состояни...

Конспект игры – викторины на тему: «Что мы знаем о природе». (старший дошкольный возраст).

Данная игра способствует формированию у детей разумного поведения в лесу,уточняются представления о знакомых птицах,в  зависимости формы клюва ,от способов добывания пищи,развивается  ...

Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста

Конспект литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста....