«Особенности развития восприятия с помощью игровой системы сенсорного обучения»
статья (средняя группа)

Белогривцева Ольга Ивановна

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдения. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать у детей.    Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белогривцева Ольга Ивановна

Спиридонова Наталья Григорьевна

«Особенности развития восприятия с помощью игровой системы сенсорного обучения»

    Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдения. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать у детей.

    Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

    Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственно познание действительности.

    В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

    Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет мышление: ребёнок в 5-6 лет уже хорошо различает форму предметов, их величину, цвет и т.д.. В связи с этим иногда считается, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они уже смогут сами. Но это не так: дети ещё, как правило ещё не умеют самостоятельно рассматривать предметы. Подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребёнок невнимателен. Ребёнок действительно может воспринимать поверхностно, а невнимательность часто зависит от неумения всматриваться, вслушиваться. Внимание значительно возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради чего-то, обычно все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием. И надо развивать у детей умение направлять своё внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью.

   Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. С развитием сенсорики (от латинского SENSUS – ощущения) у ребёнка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребёнка.

   Сенсорные способности – это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

    Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер и т.д.

    Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

    Восприятие – это целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

    Представление – это чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той тли иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент. В ряду других способностей, обеспечивающих успех деятельности не только ребёнка, но и музыканта, художника, писателя, конструктора, сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

    Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов дошкольного обихода. Знакомятся они с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает всё это, но, когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности. В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждения интересов, формирование потребностей.

   Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

   Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребёнка, а одна из ступеней, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определённые психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребёнку на следующий возрастной этап. Изменение психических особенностей ребёнка происходит под влиянием той деятельности, которую осваивает он на данном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры в дошкольном, учёба в младшем школьном возрасте и т.д. Игры с предметом, учёба влияют на формирование познавательных процессов: внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения.

    Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Если ребёнок недостаточно был включён в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая влечёт за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребёнка.

    Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. На этом этапе ребёнок делает качественный скачок в своём психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращённую к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

   Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой, в которой они моделируют все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

   В игре ребёнок активно познаёт воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познаёт законы общения людей. Значение восприятия в жизни ребёнка дошкольного возраста очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы занимают ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие выполняет обслуживающую функцию, хотя и продолжает развиваться. В это время приоритет занимает мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребёнка его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, чёрточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятия совершенствуется и оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью.

   Если в процессе восприятия ребёнок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьёзных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

    Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слито с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действия с предметами ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие форм в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств предметов: наложение, прикладывание предметов друг к другу, измерения и др. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества, поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале и др.); о семи цветах спектра, белом и чёрном, о параметрах величины, о пространстве, о времени, особые свойства предметов и явлений. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится их словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общения с детьми и другими людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

    Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствуют ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов. Незавершённость в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Список используемой литературы

  1. Башаева Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. Упражнения на каждый день. / Т. В. Башаева; худож. Е. А. Афоничева.- Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.: ил. – (Развивающее обучениеПрактические задания)
  2. Вайнерман С.М.  Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др.  - М.: Владос,- 2001.
  3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
  5. Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
  6. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая система сенсорного обучения

Игровая система сенсорного обучения/ИССО/ и корекции психических функций...

«Развитие восприятия ребенка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Существует 5 сенсор...

Презентация опыта работы «Особенности развития умственных способностей ребёнка дошкольного возраста с помощью игровой системы сенсорного обучения»

Презентация опыта работы «Особенности развития умственных способностей ребёнка дошкольного возраста с помощью игровой системы сенсорного обучения»...

Развитие восприятия дошкольников с нарушением интеллекта с помощью игровой системы сенсорного обучения (ИССО).

План.I.                   Введение. 1.     Особенности восприятия детей с интел...

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

«Развитие восприятия ребёнка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения»

laquo;Развитие восприятия ребёнка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения»...

Особенности развития восприятия с помощью игровой системы сенсорного обучения»

  Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. ...