Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «Мои помощники -добрые слова»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пучкова Елена Ивановна

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skr_1.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:
                                Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

Конспект НОД 

по социально-коммуникативному развитию

в подготовительной к школе группе

 «Мои помощники -добрые слова»

                                                                                                Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории:

                                                                                                                                     Пучкова Е.И.

                                                                                                   дата проведения ____________      

                                                                                                   место проведения____________

Ессентуки, 2021 г.

 

Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления  знаний детей о «добрых словах».

Задачи:

Обучающие:

Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;  

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;

Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;

 Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи,  вызвать стремление употреблять их;

Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;

     Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.

Развивающие:

Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;

Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;

Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;

Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Воспитывающие:

Воспитывать  внимание к собственной речи;

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Предварительная работа.

Чтение В.Осеевой «Волшебное слово», рассматривание картин иллюстраций о дружбе  и хороших поступках.

Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах, о дружбе.

 Разучивание песен, стихов о дружбе.

Активизация словаря:

Улыбка, добро, спасибо, пожалуйста, благодарю, доброе утро (день, вечер), будьте так добры.

Материалы.  Свеча,  зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый,  синий;  интерактивная доска, презентация «Добрые слова»,  иллюстрации сказочных героев и разных эмоций.

Ход   НОД:

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.  Я прошу вас присесть на свои места.

 Воспитатель:

- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах? (ответы детей)

 

Доброе слово дороже богатства.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».

Доброе слово дороже богатства. 

Доброе слово окрыляет

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 

Хорошие слова всегда к месту.

-Воспитатель: Что общего в этих пословицах? (ответы детей)

(Они говорят о слове)

- Воспитатель: Какие бывают слова? (ответы детей) (хорошие и плохие, обидные, добрые, …)

- Воспитатель: Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые,  самые нужные и самые важные для каждого человека.

- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова  являются важными для каждого человека.

Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».

Добрые слова не лень,

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«добрый день!» - кричу я вслед

Все идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Воспитатель:

- Какие слова запомнили? (ответы детей)

-Как можно  еще назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?  (ответы детей)

( «Волшебные слова» ).

Воспитатель:

- На какие группы можно разделить эти слова? (ответы детей)

- Давайте, разделим эти слова на группы.

 

- Их мы назовём: Слова – приветствия

                              Слова-просьбы

                              Слова – благодарности

                              Слова - пожеланий

                              Слова-извинения

                              Слова-прощания

-Давайте поговорим о каждой из этих групп.

 Просмотр презентации «Волшебные слова».

Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. 

- Воспитатели: Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их? (ответы детей)

- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

(Читают подготовленные дети)

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро!- сказало.

- Доброе утро!- кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но, если проснёшься, а дождик в окно                          

 Стучит да стучит,

А без солнца темно?

- Доброе утро, друзья, всё равно!

Придумано мудро- Доброе утро!

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.                                    

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.                          

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

-  Воспитатель:  Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?

- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.

В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО,

-Воспитатель: Какие слова  благодарности говорите вы? (ответы детей)

- Кто не забывает говорить эти слова?

(Читают подготовленные дети)

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что сделали для нас.

И мы припомнить не смогли бы,                            

За что сказали, сколько раз.

Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

-Воспитатель:  Когда вы говорите эти слова?

- Какие из этих слов говорите вы?

- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи» (ответы детей)

Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

- Воспитатель: Когда мы говорим эти слова-извинения?

- Почему человек должен уметь извиняться? (ответы детей) (уметь признать свою ошибку)

-Простите! - я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.                              

А если я всё же забуду-

-Простите, я больше не буду.

Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Физминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

 -Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….

- Какие говорите  слова-прощания?

- Когда их говорят?

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами,  какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите! (ответы детей)

( Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом).

Упражнение «Презентации эмоций».

- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.

- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку) .

- Ребята как  вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь? 9ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке»

(Дети сортируют фасоль и горох.)

Вос-ль: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете?  Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.

Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?  

Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».

(Дети выбирают, называют их качества.).

Остаются отрицательные герои.

Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями? (ответы детей)

Дети называют их отрицательные качества.

Воспитатель: Как им помочь исправиться? (ответы детей)

( Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова).

Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать? (ответы детей)

(Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении).

Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (ответы детей)

( Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).

Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.

Решение ситуации:

«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички.

- Ай-ай - (заплакала девочка).

На крик прибежала мама девочки.  Она посмотрела сурово.

- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.

- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»

- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик.

Мальчик с девочкой помирились.

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться? (ответы детей)

(За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым).

Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.

( Рассказы детей).

Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман.

Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что». (ответы детей)

( Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят.  С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду).

Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому чтоответы детей)

( Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение Чтобы стало легче находиться вместе).

Воспитатель: Что чувствует человек, перед котором извинились?(ответы детей)

Воспитатель: И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.

Воспитатель: Предлагаю вам назвать «Добрые слова» (ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.

Игра «Вежливость»

- Воспитатель: В руках у меня 3 кружка: синий, оранжевый, зеленый.

Синий - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.

- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали,  потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.

- На столах  у вас лежат солнышки. Нарисуйте пожалуйста  на них то добрую эмоцию . Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

Воспитатель: А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».

Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.

Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».

Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».

Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

     Итог НОД:

-Воспитатель: Что нового  и интересного узнали сегодня? (ответы детей)

- Какой вывод можно сделать? (ответы детей) Посмотрите наша свеча горела на протяжении всего занятия. Давайте задуем ее.

А вам я желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе на тему:"Добро пожаловать в солнечную Италию"

НОД предназанчена для детей подготовительной группы и имеет своей целью познакомить дошкольников с географическим положением Италии; расширить представление об Италии, как стране карнавалов, родине сы...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Твори добро»

Конспект НОД разработан для детей подготовительной группы. Оснавная задача- это знакомство детей с понятием" волонтер," " волонтерская деятельность"....

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»

Цель: Создать условия для  формирования  навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.  Задачи: Обучающие:формировать  представления детей...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»

Цель:Создать условия по овладению первоначальными основами грамотыЗадачи:Освоение звукового анализа словРазвитие представлений о гласных звукахРазвитие умения отличать гласные звуки от согласныхОбучен...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...