проект
проект (младшая группа)

Проект "Музыкальные игрушки" младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnye_igrushki.docx213.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

             МЛАДШАЯ ГРУППА № 18












hello_html_3ef6a206.png











               Визитная карточка проекта


Место проведения :

ДОУ №25 (Кузьминская 6б)

Срок проведения: с 10.01.2022 по 23.01.2022

Авторы проекта:

Воспитатели младшей группы № 18:

Пузевич Ольга Николаевна

Чернова Оксана Николаевна

              Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно – творческий

Тип проекта по количеству участниковгрупповой

Продолжительность проекта: краткосрочный

Ожидаемый результат:

Развивать интерес к народному творчеству, желание рисовать и лепить народную игрушку, слушать сказки, учить песни, потешки. Воспитывать любовь к Родине.


Участники проекта

Проект проводится с детьми младшей группы при участии родителей.

Актуальность и выбор темы

проекта.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Цель проекта

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с народным творчеством и промыслами.

2. Дать представление о народных игрушках

3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

5. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству .


Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный

составление и обсуждение поэтапного плана работы;

. постановка цели, задач, актуальность проекта;

. подбор методической, справочной и

художественной литературы по данной теме;

. подобрать фото и видеоматериалы;

. подбор необходимого оборудования и

пособий для практического обогащения

проекта.. Подбор материала для организованной деятельности с детьми, иллюстраций с изображением народных промыслов, народных игрушек (матрешки, дымковская игрушка).


                2 этап – Реализация проекта

Игровая деятельность:

. Сюжетно- ролевые игры

«В гостях у Матрешек».

 Дидактические игры:

«Золотые ложки. Отгадай предмет».

 «Украсим матрешку»,

пазлы на тему русских народных сказок.

 «Подбери цвет».

 Подвижные игры и эстафеты

«Карусель», «Наседка и цыплята», «Гуси – лебеди» 

Учебно- познавательная деятельность:

Рассматривание картинок, иллюстраций по теме, беседы.

Беседы с детьми и показ иллюстраций народных инструментов и игрушек.

 Рассматривание тематических словарей по теме « Народные промыслы», «Музыкальные инструменты».

Рассказы и беседы об игрушке- матрешке.

ИЗО: Народная игрушка «Матрешка», лепка .«Крендельки- баранки».

Беседы о быте и традициях древней Руси.

Художественно – речевая деятельность

Пересказ сказки «Репка», чтение русских народных сказок: «Бычок – черный бочок, белые копытца». «Волк и семеро козлят» «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», « Заюшкина избушка».

Разучивание песен и потешек: «Курочка – рябушечка», «На улице три курицы», «Калачи».

 Слушание народных песен «Петушок», «Ладушки».

Театрализация сказок «Колобок», «Теремок».

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей « Роль фольклора в развитии речи детей».

. Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок.

     

          3 этап - Заключительный

. Подведение итогов работы

. Составление отчета о проекте

. Игра –путешествие « В гостях у бабушки Авдотьи»

                 Результат

- Познакомились с русскими народным творчеством

- Расширение представления о народном искусстве

- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;

Дальнейшее развитие проекта

 Продолжить работу по формированию познавательной активности детей

. расширять и систематизировать знания детей по этой теме.

                       Краткосрочный проект

«Русские музыкальные потешки» в младшей группе

Актуальность проекта:

Воспитатели и специалисты сходятся во мнении, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. У них хуже сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Для успешного решения этих проблем нужны совместные усилия родителей, воспитателей, логопедов. Но особо следует отметить роль музыкального руководителя.

Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коррекционную функцию в отношении детей с различного рода проблемами. Особенно такими, как задержка речи и нарушение восприятия ее ритмической структуры.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающим в гортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц - антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Цель проекта:

Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей.

Задачи проекта:

-Разнообразить игровой досуг детей вне НОД.

-Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами.

-Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей.

-Более подробно знакомить с русскими народными потешками, пополняя словарный запас детей.

Ожидаемые результаты:

-Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровым процессом.

-Овладение новыми словами.

-Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.

-Улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально-ритмические движения и пение.

                       Этапы проекта:

1 этап- Подготовительный этап

Информирование родителей по теме проекта:

- Оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома»

Организационно-методическая деятельность:

- Подбор методической литературы, изучение материалов Интернет-ресурсов по теме проекта

2 этап – Основной этап

Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»:

- Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, самостоятельная игра на них

- Музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида

- Пляска «Погремушки» М. Раухвергера

Шумовое оформление потешек

(«Большие ноги шли по дороге», «Мышка, мышка, как живёшь?», «Идёт коза рогатая)

Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:

- «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен)

- «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)

- «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки)

- «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик)

- «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен)

Дидактические упражнения на развитие словаря:

- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных)

- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)

Чтение стихотворений:

- Е. Благинина «Погремушка»

- А. Барто «Барабан»

Настольные дидактические игры:

- «Сложи картинку» (бубен, ложки, маракас, погремушки, металлофон, гармошка)

- «Укрась бубен и ложки»

Продуктивная деятельность – рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов.)

3 этап – Итоговый этап

Консультация для родителей «Поиграем со звуками»

Развлечение «Путешествие в страну русских потешек»

Формы и методы реализации проекта

Формы: в своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим играм. Материалом для них я выбрала русские народные потешки как наиболее доступный для детей 3-х летнего возраста вариант текста.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.

Планирование музыкально-игровой деятельности :

Приложение №2

Логоритмические игры на материале русских потешек.

Игра «Петушок»

Дидактические задачи: Познакомить детей с одним из вариантов игры на ложках, развивать ритмическое чувство и координацию движений.

Оборудование: - деревянные ложки-по две на каждого ребенка

-большой стол и стулья по количеству детей.

Ход игры: дети сидят за столом лицом друг к другу, в каждой руке у них по ложке, левая рука с ложкой лежит на коленях, правой дети тихонько (петушок клюет зернышки) стучат по столы в такт произносимым словам. Взрослый, показывающий игру, находится во главе стола, чтобы все дети его видели. По возможности дети тоже произносят слова.

Петушок, петушок, ритмично стучат одной ложкой по столу.

золотой гребешок,

масляна головушка,

шелкова бородушка,

что ты рано встаешь,

ку-ка-ре-ку! Поднимают обе руки, стучат ложкой о ложку.

Голосисто поешь, Одна ложка.

ку-ка-ре-ку! Две ложки.

Деткам спать не даешь, Одна…

ку-ка-ре-ку! Две…

Игра «Мишка косолапый»

Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.

Оборудование: -лавочка (достаточно длинная, чтобы уместились все дети)

-еловые и сосновые шишки по две на каждого участника.

Ход игры: дети располагаются вдоль лавочки и присаживаются возле нее на корточки, в каждой руке у них по шишке. Если детей много, возможно располагать их по обе стороны лавочки. Стучим шишками по лавочке поочередно в ритм произносимых слов.

Мишка косолапый по лесу идет. Стучат в ритм слов(1 удар на 2 слога

Ух! Поднимают руки вверх и стучат шишкой о шишку.

Шишки собирает, песенку поет. Стучат по лавочке …

Ух! Руки вверх…

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб! По лавочке

Бац! Одной шишкой себе по лбу.

Мишка рассердился и ногою топ! По лавочке.

Организация работы с детьми.

Шумовое оформление русской народной сказки «Курочка ряба»

Жили- были Дед да Баба

БУБЕН

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах,тах»

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.

ПОГРЕМУШКА

Дед бил, бил-не разбил ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била,била -не разбила. ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала, КОЛОКОЛЬЧИК

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось

ПОГРЕМУШКИ

Плачет дед,

Плачет Баба,

КОЛОКОЛЬЧИК

А курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах, та

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Не плачь, Дед,

Не плачь, Баба!

УДАР ЛОЖКАМИ

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!

БУБЕН

Потешки «Большие ноги»

Большие ноги

Шли по дороге:Хочу такой сайт

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

БУБЕН

«Идёт коза рогатая…»

Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА

Ножками топ,топ! БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп! ПОГРЕМУШКА

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

БУБЕН

Того забодает, забодает. БУБЕН

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие детей

«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ»

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Художественное слово

Е. Благинина «Погремушка»

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка -

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит - что за чудо?

Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон

Агния Барто «Барабан»

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

На парад

Идёт отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявый!

           Консультация для родителей.

                «ПОИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ»

Малыш – дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.

Игры со звуками – естественное дополнение к «звуковым забавам» малышей. Они помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные игрушки. Это ударные инструменты: барабан, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты (демонстрация)

Можно и самим сделать разные звучащие игрушки (демонстрация). Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.

А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала вы вместе вспомните, что такое эхо, как оно тихо отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо. Потом можно обменяться ролями и игрушками. В последующих играх уже без игрушек и инструментов, когда ребенок будет воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы сможете увидеть, насколько внимателен ребенок к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.

Такие игры со «звучащими жестами» (движениями рук, кисти, пальцев) развивают естественность, ловкость и точность движений, которые очень помогут вашему ребенку в обучении игре на музыкальном инструменте.

       «ЗАЕЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ И   МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник»

Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т. д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.

Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.

Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.

Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.

У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.

Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку.

Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещётка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.

Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик, потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.

Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш - пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.

Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.

Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.

Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!

Музыкальные игрушки

Так детьми любимы!

Развивают детский слух

Всем необходимы.

Дудки, бубны, барабаны,

Кастаньеты, ксилофон -

Музыка, музыка -

Звучит со всех скоро.

              Консультация для воспитателей

«Организация музыки на детских музыкальных инструментах»

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен, барабан, колокольчик, погремушки, музыкально-дидактических пособий и игр.

Бубен

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей. Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

Погремушки

Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.

Маракасы

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

Треугольник

Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.

Формы работы с шумовыми инструментами:

- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам. Подобрав фонограмму любой детской песенки, можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт» используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.

- Импровизация звуковых картин на заданную тему

- Звуковая иллюстрация стихов

- Сказки-шумелки

Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.

Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Консультация для родителей.

«Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома».

Музыка окружает нас с самого раннего детства. Мы и наши дети росли, играя с простой музыкальной игрушкой – погремушкой. Затем постепенно в наших игровых уголках появлялись другие детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, дудочка, гармошка, металлофон. Но не надо относиться к ним, как просто к развлекательным игрушкам. Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки.

В дошкольных учреждениях такому виду, как игра на детских музыкальных инструментах, уделяется большое внимание. В непрерывной образовательной деятельности или на развлечениях и праздниках дети обязательно показывают свое мастерство в игре на музыкальных инструментах. Так же в каждой возрастной группе имеется оснащенный центр по музыкальному развитию, в котором есть все музыкальные инструменты (фабричные и сделанные своими руками из различного материала, в соответствии с данным возрастом и музыкально - дидактические игры.

Но привлечения детей к миру музыкальных инструментов не может ограничиваться рамками детского сада. Большое значение имеет семейное воспитание и отношение родителей к данному виду деятельности. Поэтому необходима преемственность детского сада и семьи в вопросе приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты, которые будут выбирать родители для домашних игр, могут быть самыми разными. Сейчас в магазинах большой выбор музыкальных игрушек: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов.

Некоторые детские инструменты являются подобием настоящих, носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков, но они сильно упрощены. Конечно, профессиональной игре на таком инструменте ребенок не научится. Но такие первые пробы общения с ними принесут пользу в развитии слуха и чувства ритма. Чтобы детский музыкальный инструмент, не попал в кучку надоевших вещей, нужно научить ребенка не просто извлекать из него звуки, а постараться привить интерес к нему. Для этого родителям нужно лишь уделить время ребенку, устроить концерт для домочадцев, создать свой домашний оркестр. Возможно, такие совместные игры послужат поводом для серьёзных музыкальных занятий в будущем. Так же при выборе музыкальных игрушек необходимо помнить, что в раннем и младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. В этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. В старшем дошкольном возрасте можно приобрести детские гитару или синтезатор.

В зависимости от способа извлечения звуков и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно разделить на несколько видов.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баяны с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети воображают себя музыкантами, исполняя знакомые песни. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие:

- Игрушки-инструментысо звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, треугольники.

- Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

- Игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

- Игрушки-инструменты с звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, Звук возникает при вдувании воздуха в трубку. инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармошки. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Имея музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты дома, играя с ними и «выступая с концертом» перед домочадцами, ребенок приобретает бесценный опыт, что в дальнейшем может послужить серьезным увлечением музыкой.

И помните, какой бы вид музыкального инструмента вы с вашим ребенком ни выбрали, музыку создаёт не инструмент, а музыкант. Хороший музыкант извлечёт прекрасную мелодию из пустых жестяных банок, но даже самый дорогой инструмент не поможет тому, кто не любит музыку.

Музыку не изучают по книжкам.

Она вокруг нас.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ              

«РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ  ДЕТЕЙ»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь:уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки,  потешки.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия,колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку.

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образ. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает  первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Адресованные детям потешки, заклички, считалки , прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.

Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как дидактическая игра «Продолжи пословицу». Воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее  выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...