"Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество"
консультация

"Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему : "Экологические игры как средство социализации дошкольников в общество"

 

 

                 В наши дни, когда по мнению ученых, мир находится на грани экологической катастрофы - экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди, от которых будет зависеть ее судьба. И мы, дошкольные работники, закладываем первые основы экологического сознания, которое является неотъемлемой частью общей культуры человека. Именно поэтому педагоги нашего ДОУ выбрали приоритетным направлением работы – экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

               Дошкольный период  - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно здесь происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Важнейшим условием для познания детьми социальной действительности в этот период является игровая деятельность.

                 Игровая деятельность  одновременно является и условием, и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира,  усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. А экологические игры являются средством для развития экологического сознания ребенка, которые формируют интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.

                Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой действительности. В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная жизнь детерминирует содержание детских игр, то, от чего зависят мысли, чувства, поведение детей, их отношение друг к другу.

          Игры с экологическим содержанием раскрывают большие возможности в социализации детей в общество. Эти игры позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действует активно. Именно в искренности переживаний ребенка заключена сила воспитательного воздействия игры.

            Проводя социализацию через формирование экологической культуры дошкольников, педагоги ДОУ широко используют разнообразные игры и игровые ситуации с экологическим содержанием. В процессе этого у детей уточняются, закрепляются, расширяются имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Кроме того, у них  развивается память, внимание, наблюдательность, активизируются разнообразные умственные процессы, обогащается словарь, дети получают возможность оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

              Большое воспитательное значение в процессе социализации имеют сюжетно – ролевые игры. Предлагая детям сюжет игры, педагог преследует несколько целей: закрепление правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности с оцениванием результатов своих действий по отношению к окружающей среде. Ролевые игры учат сотрудничеству, помогают осознать свою роль в принятии решений, находить выход из различных экологических ситуаций. Традиционно проводимые  в детских садах игры: «Семья», «Больница», «Почта», «Парикмахерская», «Магазин» и т.д. не охватывают всех аспектов экологического воспитания. Поэтому педагогами нашего ДОУ был разработан цикл сюжетно-ролевых игр экологического содержания направленного на социализацию детей в общество. Предлагаемый педагогом необычный сюжет игры, заведомо создает желание у детей к моделированию разнообразных игровых ситуаций в данном случае с экологической тематикой. Это такие игры как: «На рыбалку», «В лес всей семьей», «Отдохнем у костра», «В зоопарке», «Мы защитники природы», «Зеленый патруль», «Экспедиция», «Грин пиз»,  и т.п. В процессе этих игр дети реализуют себя как полноправные члены современного общества, знающие свои права и обязанности и понимающие значимость и последствия для окружающего мира, неправильного поведения человека  в природе.

            Не меньший интерес у детей вызывают игры-превращения, которые очень любят наши дети. Педагоги используют это для воспитания эмоционального отношения к природе, формирования уважительного отношения к ее представителям, восприятию их как равных человеку. Предлагаем детям «превратиться» в капельку дождя или зайчонка, деревце или кузнечика, и вести себя как они, чувствовать как они, размышлять их мыслями. Все эти превращения помогают на более доступном уровне понять ребенку явления, происходящие в природе, проникнуться сочувствием к животному, растительному миру. Этот вид игр мы используем в различных видах деятельности: на занятиях (музыкальных, физкультурных, изо-деятельности и т.д.), при ознакомлении с художественными произведениями, на прогулке, в театрализованной деятельности, при проведении развлечений, утренников, при привитии детям культурно-гигиенических навыков т.п.)

                      Ежегодно в нашем ДОУ проходят презентации дидактических игр с экологическим содержанием так как через них дети получают дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношении человека с природой дети получают в дидактических играх, которые можно разделить на две группы: игры расширяющие предметные представления о природе (разнообразные зоологические и ботанические лото, «Что где растет?», «Кто где живет и др.?» и др.; и игры нравственной направленности, раскрывающие принципы взаимодействия с природой («Красная книга», «Как избежать неприятности на природе, в быту?», «Береги живое», «Аскорбинка и ее друзья», «Помоги природе»,  «Плохо – хорошо» и т.п. Данные игры имеют различное содержание, что помогает педагогам использовать один и тот же комплект для объяснения разных тем,  которые можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя, с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Такие игры проводятся на занятиях, прогулках, в часы досуга. Дети с удовольствием играют в игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи, камешки, перья и т.д.). Это такие игры как: «Вершки и корешки», «С какого дерева листочек?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди похожий», «Детки на ветке»,  и т.д.

Для совершенствования информационно-методического обеспечения игровой деятельности детей, с целью эколого-ориентированного повышения квалификации педагогов в ДОУ регулярно проводятся семинары – практикумы по темам «Роль дидактической игры в экологическом развитии детей», «Игра, как средство социализации дошкольников», «Сюжетно-ролевые игры  с экологическим содержанием» и т.п.

                          Положительным результатом работы  по развитию экологического сознания дошкольников  является  самостоятельная организация игр детьми, носящая творческий характер. В них ребята отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность этих игр в том, что они организуются и проводятся по инициативе самих детей.

     Для того, чтобы показать детям значение экологических знаний, дать возможность на практике применить их , обменяться опытом и сравнить свои возможности с возможностями других детей, в ДОУ проводятся такие игровые формы как «Экологический музей», «Проект экологического дома, района, города», КВН, брейн-ринг, пресс-конференции, экологические викторины и др., которые всегда вызывают огромный интерес у детей. Главным условием организации и проведения данных игр, является тщательно продуманное содержание, соответствующее возрасту детей. Мы готовим вопросы, которые для детей интересны, неожиданны не только по содержанию, но и по форме, развивающие мышление и чувство юмора.  Очень часто в таких мероприятиях принимают участие  родители, и мы не без удовольствия наблюдали с каким неподдельным интересом и радостью в глазах они  становятся объектами игры, особенно в играх превращениях,  как стремятся показать свои знания и радуются вместе с детьми победам и успехам. Это взаимодействие всех членов воспитательно-образовательного процесса помогает нам показать значимость экологических знаний при реализации человека в окружающем мире, а это в свою очередь, привлекает родителей к сотрудничеству по экологизации предметно-пространственной среды группы, ДОУ. Побуждает их к помощи в обеспечении образовательного процесса методическими материалами, необходимыми, прежде всего для самого главного вида деятельности детей дошкольного возраста – игры.

   Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений педагог создает зону совместных эмоциональных переживаний. Только в этом случае у дошкольника могут быть развиты, наблюдательность, «экологическая зоркость», преодолена «эстетическая глухота», т.е. неспособность, неумение замечать прекрасное в природе и адекватно реагировать на него. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и  ее понимание, познание. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений  между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и ее охране.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации дошкольника.

Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок ...

Коммуникативная игра как средство социализации дошкольников

Помогаем детям войти в социальный мир, способствуем формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста....

Игра как средство социализации дошкольника.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируютс...

Игра как средство социализации дошкольника.

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируютс...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...