Современные научные исследования в специальной педагогике
статья

Юденкова Ульяна Сергеевна

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные научные исследования в специальной педагогике Работу выполняла студентка III курса Заочной формы обучения Направление-Специальное (Дефектологическое) образование, профиль- Логопедия Юденкова Ульяна 1

Слайд 2

2 МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Методы научного исследования в специальной педагогике — это пути и способы познания педагогической действительности в сфере специального образования. Специальная педагогика, безусловно, широко применяет методы исследования, используемые педагогикой, а также общенаучные методы, при необходимости привлекает и методы исследования некоторых частных наук (например, психологии, социологии).

Слайд 3

3 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. К ним относятся : - операциональные методы — изучение литературы и других источников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, сравнение, анкетирование, опрос (интервью), измерение (тестирование), изучение продуктов деятельности исследуемого объекта, оценивание, рейтинг (экспертные оценки), педагогический консилиум;

Слайд 4

4 Метод наблюдения. Данный метод характеризуется непосредственным, в большинстве случаев - целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и не стандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и не включенными, прямыми и косвенными - инкогнито ("исподтишка").

Слайд 5

5 Метод беседы и интервью. Это вопросно-ответные методы устного опроса, сбора психолого-педагогических и социокультурных данных, при которых источником информации выступает вербальное сообщение людей.

Слайд 6

6 Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию

Слайд 7

7 Метод педагогического эксперимента (от лат. experimentum - проба, опыт). Эксперимент - это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучаются при помощи целесообразно выбранных (естественный) или искусственно созданных (лабораторный) контролируемых условий с целью установления закономерных связей между ними.

Слайд 8

8 Педагогический эксперимент включает несколько этапов: – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач; – разработка методики исследования, методов обработки результатов; – проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий; – количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента; – формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента; – проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте; – трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.

Слайд 9

9 МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Существуют две группы методов теоретического познания, применение которых может оказаться успешным в специальной педагогике. 1. Способы мыслительной деятельности, направленные на теоретическую реконструкцию (моделирование, репрезентация) эмпирического уровня научного знания. К ним относятся: идеализация, моделирование, объяснение, понимание, подтверждение, опровержение, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному и др. 2. Средства и способы совершенствования самого теоретического знания: формализация, рефлексия, конструктивно-генетический метод и др.

Слайд 10

10 МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ , по мнению представителей современной философии науки, предназначены для обеспечения целостного понимания конкретных научных теорий, их смысла, их назначения путем оценки выполнения этими теориями своих основополагающих функций: объяснительной — выявление и оценка области эмпирической применимости теории; прогностической — определение ее общих прогностических возможностей; доказательной — оценка собственно теории и отдельных ее утверждений с проверкой на логическую непротиворечивость и доказуемость; систематизирующей — уяснение полноты охвата истинных утверждений в конкретной предметной области; мировоззренческой — определение вклада данной теории в научную картину мира, в теорию познания, в методологию и аксиологию; общекультурной — оценка степени реального и возможного влияния данной теории на различные области культуры, ее «культурный резонанс»; практической — выявление сфер практического приложения и величины ее практического резонанса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "Логопедия как отрасль специальной педагогики. Её связь с другими науками"

Цель  работы – выяснить, что логопедия - это отрасль специальной педагогики и как она связана с другими науками.Специальная педагогика является одним из направлений общей педагогики. В нашей стра...

Реферат по специальной педагогике и психологии

Психология етей с ЗПР и проблемы их обучения и воспитания...

Научное исследование в области педагогики по проблеме оценки произносительных навыков детей раннего возраста

У слышащего ребёнка потребность в совершенствовании произносительных навыков возникает вследствие потребности в коммуникации с другими людьми. Ребёнок слышит речь, начинает различать звуки, интонации,...

Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение

На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития»

Научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития»https://www.vsgaki.ru/news/detail-11546/...

Статья на тему: Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях

Статья на тему:Понятие «сопровождение». Концепции психолого-педагогического сопровождения в современных научных исследованиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24014...