Выступление на педчасе
учебно-методический материал

Кадырова Назия Гайсовна

Педчас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_podvizhnyh_igr_i_igr.docx65.27 КБ
Файл master-_klass_po_fiz.vos_.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Организация подвижных игр и игр- эстафет

«… от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная          жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                            В.А. Сухомлинский.

 

Забота о здоровье детей занимает во всем мире приоритетные позиции. Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным. Ведь чем активнее ребенок, тем богаче его умственное и физическое развитие и крепче здоровье. Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка.  Подвижная игра является самым уникальным и незаменимым средством физического воспитания и представляет собой, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом все виды естественных движений свойственных ребёнку (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля).

А что такое подвижная игра? 

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений (основные движения должны быть заранее изучены) (слайд)

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет  искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности.

Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счёте и т. д.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение, формируется честность, справедливость дисциплинированность, искренность, чувство  товарищества. сопереживания, взаимопомощь..

Подвижные игры используются с целью эффективного решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) и выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Игры, способствующие развитию движений детей и выработке у них двигательных навыков, включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физминутки, физкультурные досуги, спортивные праздники и обязательно на прогулке, а так же проводятся как самостоятельная двигательная деятельность детей в различное время дня вне занятий. Утром желательно создать у всех детей спокойное и радостное настроение на весь день, и целесообразно проводить индивидуальные или малогрупповые игры спокойного характера. Перед занятиями, требующими от детей усидчивости и внимания, поощряются подвижные игры со средней интенсивностью движений. А перед экскурсией, физкультурным или музыкальным занятием рекомендуются спокойные игры. Зато после занятий, во время прогулки педагог побуждает разнообразную двигательную деятельность.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр, являются: дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся групповых ситуациях; развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. ( Представлена на слайде).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

Игры малой подвижности

Рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)

Игры средней подвижности

Это игры, в которых активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

Игры большой подвижности

Это игры, в которых одновременно  участвует вся группа. Двигательная нагрузка достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению

Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль  и т.д. Сюжет отражает явления окружающей жизни, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих,  уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

По использованию основных движений игры можно разделить:

- игры с ходьбой и бегом;

- игры с метанием;

- игры на лазание;

- на ориентировку в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

В играх-забавах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания («Краски», «Я знаю», «Колечко»), остальные дети являются зрителями.

Таким образом, классификация подвижных игр позволяет распределить физическую нагрузку на занятии, прогулке, что способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах:
2-ая младшая группа

организация игр с более легкими правилами;

- рекомендуются игры с текстом (сюжетом);

- педагог играет вместе с детьми;

- использование атрибутов.
                                                           Средняя группа
Усложнение условий игры.
Педагог распределяет роли среди детей.
Поручается роль ведущего детям.
Используется образный рассказ.
                                                            Старшая группа
Использование более сложных движений.
Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал.
Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям.
Под руководством педагога выбирают водящего в игре.
                                                Подготовительная к школе группа
Педагог обращает внимание на качество движений.
Ставятся задачи для самостоятельного решения.
На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты

усложнения правил.
Самостоятельно выбирают водящего считалочкой.
Использование спортивных игр, эстафет.
Сюжетные игры.

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

Подвижную игру можно проводить как со всей группой, так и по подгруппам и повторять ее не менее 2-3 раз.

Младшие группы в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр может быть 6-8 мин (в другие дни 10-15 мин). 

 Средние группы в дни физкультурных занятий 6-10 мин (в другие дни 15-20 мин).

Старшие группы в дни физкультурных занятий 15-20 мин (в другие дни 25-30 мин).

Подготовительные в дни физкультурных занятий 20-25 мин (в другие дни 30-35 мин).

Для младшего дошкольного возраста  организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дети – птички, воспитатель – птица-мама). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети птички, один или два ребёнка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2).Важно, чтобы в течение дня каждый ребёнок принял участие в организованной  воспитателем подвижной игре. Готовясь к игре, воспитатель обдумывает её ход, расположение (в кругу, в шеренгу, «паровозиком», и др.),, возможные перемещения детей, распределение ролей и готовит игровой материал, желательно присутствие сюрприза (заводная машинка, смешная игрушка и т.д.).  Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами-стихами, речитативом, пением, которые раскрывают содержание игры и её правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять, а так же служат сигналами для начала и окончания игры, подсказывая ритм и темп.  Например, в игре «Воробушки и автомобиль после слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети бегают по площадке, размахивая руками-крылышками. По сигналу "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся). Автомобиль возвращается в гараж.

Объяснение должно быть кратким, четким, выразительным, эмоциональным; интонациями  голоса воспитатель старается охарактеризовать персонаж. Объясняя игру впервые, воспитатель сам показывает детям движения, которые могут затруднить их.  Чем меньше дети, тем активнее проявляет себя воспитатель в руководстве за ходом игры. Играя с малышами, он действует с ними наравне. Главная задача в руководстве игрой – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. В этом возрасте уже необходимо добиваться от детей четкого выполнения условий и правил игры. Ребёнок должен уметь находить своё место при построении (занять своё место в вагоне, спрятаться только в своей норке). Постепенно детей приучают не тесниться, располагаться по всей площадке, разбегаться врассыпную подальше от водящего и друг от друга, не сужать во время игры круг. Подведение итогов игры всегда должно быть оптимистическим, конкретным и коротким. Малышей обязательно надо хвалить.

             Для детей среднего возраста появляются игры с простейшим соревнованием, как индивидуальные («Кто быстрее принесёт шишку», «Сбей кеглю»), направленные на достижение определённого результата, так и коллективные («Какая команда не уронит мяч»), способствующие проявлению у детей коллективной ответственности за выполнение правил, за исход игры.. Постепенно вводится главная роль для детей, а воспитатель изредка выполняет роль ведущего, участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Ведущего можно выбрать посредством считалок. К подготовке инвентаря и  пособий воспитатель привлекает детей, равномерно распределяя обязанности среди всех.  Воспитатель объясняет правила четко, кратко, по ходу игры, а по ходу объяснения он показывает действия различных героев или просит об этом ребёнка; привлекает детей к описанию правил знакомых игр  Возможно,  объяснение  правил игры через сюжетный рассказ, загадывание загадок, показа игрушки. Необходимо подчеркнуть смысл действий каждого персонажа (куры быстро взбираются на насест, чтобы лиса не успела их схватить) и убедиться правильно ли дети поняли условия игры. В средней группе правила несколько усложняются, вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись; пойманным отходить в сторону. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движений – это снижает эмоциональность игры, активность её участников. Нежелательно прерывать игру, вмешиваться в её развитие. Необходимо дать детям возможность наиграться, набегаться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе.  Подведение итогов игры должно быть коротким: необходимо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту, и похвалить всех детей. Дать детям возможность самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых.

Для детей старшего дошкольного возраста подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, введению заданий на коллективное соревнование («Чьё звено быстрее соберётся?»), игр-эстафет, увеличение количества ролей (роли увеличиваются до 3-4, например, в игре «Гуси-лебеди» роли пастуха, волка и гусей, и распределяются между всеми детьми). Организация и содержание игр должны удовлетворять потребность детей в движении, совершенствуя двигательные навыки в основных видах движения:  ходьба бег, лазание, метание, прыжки,  бросание и ловля.  Поведение детей регулируют игровые правила, которым ребёнок сознательно руководствуется. Подготовку площадки для подвижной игры педагог полностью поручает детям, направляя их действия. При соревновании небольшими группами учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. При проведении известных игр дети сами могут  вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Разучивая новую игру желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и её замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать новые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры. Правила объясняются перед игрой, а затем задаются детям вопросы, чтобы убедиться, что все поняли правила. Ведущие роли распределяют и  выполняют сами дети, используя  считалки (считают сами дети);  загадки  – кто первый отгадал, тот и водит; по желанию ребёнка; при помощи «волшебной стрелки»; как поощрение и по жребию.. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребёнок выполнит важное поручение. Выбор  должен быть мотивирован («Пусть первым ловишкой будет Саша, у него сегодня день рождения. Это будет для него подарок»). Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил («Какая Ира молодец, увернулась от волка, она и будет теперь волком»). По ходу игры воспитатель делает некоторые указания: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость, подаёт сигналы, помогает смене ведущих, не допускает статических поз, регулирует нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры привлекает  самих детей, учат их оценивать своё поведение и поступки своих товарищей. Это способствует более осознанному выполнению заданий и правил игры. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. 

К концу года дети старшего дошкольного возраста должны уметь самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры. Педагог целенаправленно приучает их к этому, предлагая самостоятельно выбрать игру, изложить её правила, распределить роли, подвести итоги, нацелить их на создание вариантов игр путём введения новых двигательных действий, изменения правил и т.п.

В ходе игры следует обращать внимание  на внешние признаки утомления, так как даже в одной возрастной группе уровень физической подготовленности детей неодинаков. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно чёткое выполнение заданий и, главное, отсутствие жалоб в чём-либо.  

  Дети младшего дошкольного возраста не всегда адекватно реагируют на физическую нагрузку, поэтому важно вовремя заметить признаки утомления. Это может быть появление резкой бледности лица или, наоборот его покраснение, одышка, иногда отказ от участия в игре. В этом случае ребёнку нужен отдых. Но бывает и другой вариант, когда чрезмерно подвижные дети мешают своим поведением другим. Выводить их из игры нежелательно. Нужно найти такой способ, чтобы выйти из этой ситуации, который будет понятен и шалуну, и другим детям.

В том случае, если движения детей нечётки, неуверенны (сильное покраснение или, наоборот, чрезмерная бледность лица, жалобы на усталость, проявление излишнего возбуждения и даже конфликтности, отказ от участия в игре), то необходимы срочные меры для снижения двигательной нагрузки, а может быть, и переход к другому виду деятельности (старший возраст)

Методические приёмы варьирования степени физической нагрузки в подвижной игре

Снижение нагрузки

Повышение нагрузки

Уменьшение продолжительности игр.

 

Увеличение продолжительности игр.

Уменьшение числа повторений одной и той же игры.

 

Увеличение числа повторений каждой игры.

Уменьшение сложности сюжета игры.

 Увеличение сложности сюжета игры.

4. Более частое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений.

 Более редкое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений.

5. Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре.

 Увеличение темпа и амплитуды движений в игре.

  6. Перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в игре.

 Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большому числу участник игры.

  7. Более мягкий, негромкий тон ведущего, без командных интонаций, скорее повествовательный.

 Наряду с обычным допустим и командный тон ведущего.

При подборе и организации игр необходимо учитывать

- сложность игры;

 -соответствие уровню подготовленности детей;

- соответствие содержания игр времени года, состоянию погоды;

-  разные приёмы выбора детей на ответственные роли;

варианты усложнения подвижных игр;

- разные способы организации детей;

- рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

- создание хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.

При подборе игр важно учитывать время года, погодные условия и место проведения. В тёплый период года обязательны игры с более длительным бегом, с бегом на скорость, наперегонки, несложные игры-эстафеты, для организации которых требуется довольно много свободного места. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. Поздней осенью и ранней весной, когда выпадает большое количество осадков и не всегда имеется возможность организовать подвижные игры, в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные упражнения с обручем, со скакалкой, с мячом и др. Их можно проводить под навесом, на веранде или на высохшей части участка. В зимнее время проводятся  игры с использованием природных условий (скольжение по ледяным дорожкам с выполнением разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т.д.), а также игр-эстафет на санках и лыжах. Наличие разнообразных построек способствует развитию интереса к разным видам основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т п.). Следует отдавать предпочтение тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замёрз.

Важно помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут,  новая считалочка и т. д.  Игру можно усложнить, добавив новые детали и правила; повысить  требования к точному их выполнению;  изменить  количество играющих и  темп движения (быстро ехать на трамвае; очень медленно пройти по мостику-рейке);  включить   новые движения (не пройти, а пробежать; не перешагнуть, а пролезть); увеличить  расстояния для пробегания в играх с перебежками;  изменить  форму построения детей, условия (разложить обручи-домики в разных местах),  сигнал (вместо свистка, показать флажок); выбор сразу 2 – 3 водящих (например: 2-х активных детей и 1-го пассивного). В этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры и её психическая напряженность.

          Оперативный выбор водящих: по считалке, по стрелке,  по желанию того ребёнка, который только что закончил эту роль; по назначению педагога, как поощрение за ранее правильно выполненное задание; комбинированный способ: одного ребёнка назначает воспитатель и предлагает ему выбрать по своему усмотрению ещё 2-х водящих; или же водящим становится тот, кто первым прибежал к флажку, кто больше попал в цель или дальше всех прыгнул.

Рациональное использование текста игр. В тех играх, где произносится текст на месте (например, «Два Мороза»), он полностью может быть воспроизведён лишь в начале игры, далее его можно сократить до последних строк – это даёт возможность увеличить время для интенсивных действий. В тех играх, где действия производятся по ходу текста

 ( например, «Зайцы и волк»), целесообразно повторить его, сделать несколько пауз или дать некоторые методические указания (в данной игре по поводу качества выполнения прыжков).

Создание условий, при которых в течение всей игры обеспечивалось бы примерно одинаковая для всех детей двигательная активность. Во многих играх правилами предусмотрено, что осаленные дети выходят из игры, а ими, как правило, бывают малоактивные ребята, с плохой координацией. Поэтому целесообразно не наказывать таких детей выходом из игры, а лишить их права быть выбранным на роль водящего или же дать ему определенное задание за пределами игры (например, забросить 5 раз мяч в корзину; прыгнуть 10 раз через скакалку и т.п.). Это правило может быть применено во всех играх с элементами ловли. В таких играх, как «Удочка», можно предложить введение дополнительных правил: после одной ошибки ребёнок отступает на шаг назад и оказывается на линии 2-го круга, после второй ошибки – на линии 3-го круга. В данном случае дети не лишаются права играть, но лишаются права стать победителем.

            Введение в игру дополнительных или более сложных движений. Например, в игре «Карусель» можно провести 2-й круг прыгая на 2-х ногах с продвижением вперёд – «сели на зайчиков», а 3-й с бегом высоко поднимая колени – «сели на лошадки.

Одну и ту же игру без изменений повторяют не более 2-3 раз подряд, иначе она наскучит детям. Затем можно вернуться к какой-либо известной им игре. И только после этого стоит снова  повторить первую, сначала не внося в неё никаких изменений, а потом усложнить её содержание, правила и видоизменить формы организации детей, но, не меняя замысел. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность        

Важнейшим направлением повышения эффективности подвижных игр является усиление их воспитательной роли. Рассмотрим это на примере игры «Зайцы и волк». Вначале решается задача закрепления и усвоения правил, затем – обучения мягкому приземлению на обе ноги в прыжках с продвижением вперёд. После этого игра проводится с целью решения нравственных задач: воспитания честности, смелости. Вводятся дополнительные правила и ориентиры: чертятся 3 линии на расстоянии 1 м друг от друга и от логова волка. Педагог постепенно добивается, чтобы дети заходили за 3-ю, самую близкую к логову, линию. С целью воспитания взаимопонимания и взаимопомощи создаётся новый вариант игры. Логово волка очерчивается кругом ( диаметр 3 – 3,5 м). Осаленные зайцы не отходят в сторону, а становятся в круг и поднимают руки в стороны, чтобы их было легче выручать. После того как в логове окажется несколько зайцев, волк старается их охранять и одновременно осалить тех детей, которые пытаются выручить товарищей, дотронувшись до их руки. Зайцы в этом варианте не убегают в дом, а прыгают по лугу. Здесь может быть две линии поведения детей: первая – бегать и прыгать, не подвергая себя опасности и не обращая внимания на попавших в беду товарищей; вторая – постараться выручить товарищей, подвергая себя опасности быть осаленным. Педагогу необходимо поощрить детей, стремящихся помочь товарищам.

С целью воспитания выдержки эта же игра проводится в обычном варианте, но со всё увеличивающейся паузой между предпоследним словом текста и словом – сигналом к бегу («Не идёт ли, - пауза, - волк?»). вначале дети не обращают внимания на паузу и убегают, не дождавшись слова – сигнала. Воспитатель же останавливает их и возвращает на место до тех пор, пока все дети не проявят необходимую выдержку.

      Таким образом, при творческом использовании указанных путей повышения эффективности подвижных игр можно сделать их важнейшим средством физического и нравственного воспитания.

Давайте с вами восстановим пирамиду «Подготовка воспитателя»

1.Должен выбрать игру согласно  возрасту;        

2. выучить игру;

3. владеть теми движениями, которые есть в данной игре;

4. выучить слова если таковые имеются, для того чтобы активизировать деятельность детей и сохранять интерес к игре;

5.выбрать место;

6.продумать расстановку детей;

7.подготовить атрибуты, зрительные ориентиры.

Структура проведения подвижных игр

-  сбор детей на игру;

-  создание интереса к игре;

- организация играющих, объяснение игры;

- определение ведущего;

- проведение игры;

- окончание игры и подведение итогов.

          Сбор детей на игру должен проходить быстро и интересно,  в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор. Можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.  Место проведения подвижной игры должно соответствовать виду, целям и задачам проводимой игры: спортивные игры, игры с высокой подвижностью должны проводиться на спортивной площадке, игры средней и низкой подвижности проводятся на территории прогулочного участка или в помещении.

Объяснение правил должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным:  назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению результатов (итогов) игры, желательно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки своих товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

Богатейшей материал для разнообразия игровой деятельности представляют собой эстафеты – это командная бессюжетная игра с элементами соревнования, основной принцип которой деление на несколько команд и выполнение ими одних и тех же движений. В старшем дошкольном возрасте они должны составлять около 50% всех подвижных игр.

Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных «Образовательной программой», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям.

Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от того, где проходят игры-эстафеты - в спортивном зале или на участке детского сада или на полосе препятствий.

Все это дает основание разделить игры-эстафеты на 3 группы: малой, средней и большой подвижности.

1. К играм-эстафетам малой подвижности относятся эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием.

Основная задача таких игр-эстафет: усвоение детьми очередности выполнения движений и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и амплитудой движений. Продолжительность игровых заданий не более 20 сек., повторяется такая эстафета до 5 раз.

2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается количество препятствий до 8, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движения. Во время выполнения заданий дети сочетают бег с перепрыгиванием, с ведением мяча (одной или двумя руками), броском в корзину и т.д. В играх-эстафетах средней подвижности исходные положения детей могут быть в колонну по одному, по двое, сидя лицом по направлению движения и т.п. Продолжительность игрового задания около 30 сек., повторяется эстафета не более 3 раз.

3. Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Количество препятствий увеличивается до 10. К исходным положениям добавляются — сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и другие. Дети в таких эстафетах пробегают 25-30 м за 45-90 сек. (пульс не должен быть больше 140 ударов в минуту). И повторять эти задания можно не более 1-2 раз.

Эстафеты этой группы организуются в летнее время на дорожке препятствий, также дорожку препятствий целесообразно использовать еще и для формирования и совершенствования различных двигательных навыков.

В играх-эстафетах различаются соревнования 3-х видов:

Индивидуальное или личное первенство (доступно детям с 5-ти лет и проходит по принципу «кто лучше?»). Такое соревнование дает возможность оценить качество выполнения движений каждым ребенком. Наиболее рационально применять его в начале овладения навыком, при первых попытках выполнения детьми нескольких элементов движения. При правильном применении данного вида соревнований снижается количество ошибок, сокращается время на выполнение движения. Дети становятся более организованными и дисциплинированными.

Коллективное или командное первенство проходит по принципу «чья команда выполнит быстрее или лучше?». Такой вид соревнований способствует воспитанию чувства ответственности перед товарищами, создает общность интересов и радостных переживаний, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Используется этот вид соревнований на этапе совершенствования двигательных навыков и доступен детям с 6-7 лет.

Индивидуально-коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет та команда, в которой больше победителей. Такой вид соревнований способствует формированию у детей умения сочетать личные и коллективные интересы, используется на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков и доступен детям 7-го года жизни.

 Игры-эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых заданий для детей дошкольного возраста.

1. По количеству включаемых заданий:

простые эстафеты — включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.

сложные эстафеты — включают более двух заданий. С учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий.

2. По требованиям к выполняемым заданиям:

         строго регламентированные эстафеты выполняются заранее утвержденным способом. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя пятку к носку, ведение мяча правой рукой и пр.). Такой вариант эффективен при повторении и закреплении упражнений.

произвольные - в таких эстафетах игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.

3. По характеру перемещений:

линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды выполнят игровые задания.

во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, передает эстафету первому игроку второй части своей команды и встает в конец строя. Игрок, получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки. Игра-эстафета может проводиться до тех пор, пока части команд поменяются местами или пока части команд окажутся на своей стороне — в первоначальном построении.

В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг, или, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или передают эстафету по кругу.

4. По способу действий:

          индивидуальные -  участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте; с продвижением различными способами; с передвижением и дополнительными заданиями.

коллективные -  участники передвигаются группами: успех решает согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение, сочетаемое с коллективными действиями.

5. Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений:

 гимнастические; легкоатлетические; игровые (бег, прыжки пр.); лыжные; водные.

Также эстафеты могут быть тематическими (сюжетными).

Учитывая классификацию подвижных игр и игр-эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. 

Главное требование, которым надо руководствоваться при подборе двигательных заданий для игр-эстафет, - соответствие содержания игровых действий и правил возрастным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.

Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать методику проведения игр-эстафет.

В качестве примера рассмотрим методику проведения игры-эстафеты для детей в возрасте 6-7 лет.

При подготовке к проведению игры-эстафеты требуется подготовить площадку:

- обозначить линию старта (стартовая линия цветная, для каждой команды свой цвет); линию поворота (не менее чем в 1,5 м от стены);

- подготовить необходимый инвентарь для эстафет (мячи различных размеров, палки, кегли, обручи, скакалки, веревочки, кольца, флажки, гимнастические скамейки и т.п.) Он должен быть безопасным и ярким, заметным в игре, а его размер и масса должны соответствовать возрасту и функциональным возможностям детей;

- подготовить места для «болельщиков» - детей, не принимающих участие в игре (как правило, зрителей рассаживают на гимнастические скамейки, поставленные вдоль длинной стороны зала);

- отметить места для построения команд;

- продумать награды (жетоны, медали, грамоты); музыкальное сопровождение.

Перед проведением игр-эстафет педагогу необходимо выучить правила эстафет,

 последовательность движений в каждой игре-эстафете и разучить с детьми девизы, речевки, познакомить со сложными сочетаниями движений в игре.

Подготовка к эстафетам проходит заранее.

Дети делятся на две-три команды. Команды составляются с одинаковым количеством игроков и приблизительно равные по силам. Деление на команды мальчиков и девочек нежелательно. Заранее выбирают капитанов команд, они дают название своей команде под умелым косвенным руководством воспитателя. Девиз команды выбирается детьми с подачи воспитателя (девизов предлагается несколько, из них выбирается один). Также детьми изготавливается коллективная эмблема, а для каждого ребенка эмблему делают воспитатели. Капитану надевается нарукавная повязка. Воспитателям необходимо заранее подготовить «подарки» участникам эстафет. Команде-победителю готовится большой приз (мяч, скакалки, настольная игра, книга сказок и пр.) и грамота за первое место, проигравшей команде — приз и грамоту за второе/третье место. Всем детям, участвовавшим в играх-эстафетах, готовятся индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки).

Необходимо продумать способ построения участниковДля того чтобы детям было удобно следить за действиями товарищей, можно изменить привычное построение в колонну по одному на другие виды: в колонну по одному, но за детьми более низкого роста; в шахматном порядке; полукругом; в шеренгу (если мало участников).

Объяснение эстафет должно быть очень кратким, четким, понятным. После расстановки детям сообщается название и цель эстафеты, затем содержание (т.е. перечень заданий в запланированной последовательности их выполнения) и в конце объяснения перечисляются основные правила. Второстепенные замечания, детали и уточнения можно давать по ходу ее проведения. После всех указаний следует ответить на вопросы играющих, если они возникли. Первичное объяснение сопровождается показом движений капитанами или вторым судьей; ребенок, показывающий движения, первый выполняет эстафету.

Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции. Руководитель заранее сообщает детям о сигнале. Сигнал подается только тогда, как руководитель убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответствующие места. Чаще в работе с дошкольниками сигналом для начала эстафеты служит спортивная команда: «На старт! Внимание! Марш!».

Руководство процессом игры.  Необходимо начать игру организованно и своевременно. Задержка снижает эмоциональный настрой участников, уменьшает готовность детей к игре. Во время проведения эстафеты взрослый двигается между линиями препятствий лицом к детям, шагами назад и вперед и словесно помогает выполнению движений — подбадривает детей, подсказывает рациональный способ выполнения задания и последовательность выполнения движений. Далее руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. Руководитель делает поправки и замечания, не останавливая ход игры. Если большинство участников допускают одинаковую ошибку, то после окончания эстафеты педагог указывает на общие ошибки и вносит поправки.

Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. Сознательная дисциплина содействует лучшему усвоению игры, хорошему настроению ее участников. Необходимо воспитывать у детей сознательное отношение к своему поведению в игре, направлять их на товарищеские поступки: «выручай товарища!», «помогай отстающему!», «добивайся цели вместе со своими товарищами!», «выполни свое задание до конца, иначе проиграет команда!».

Игрой надо руководить так, чтобы сам процесс ее доставлял детям удовольствие. Это возможно только в том случае, если участники смогут проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их.

В процессе игры надо учитывать наиболее опасные моменты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, ходьба и бег по гимнастической скамейке, препятствия) и быть готовым к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре.

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Интенсивные периоды физической нагрузки следует чередовать с отдыхом, который организуется между играми-эстафетами. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Существуют различные методические приемы для изменения нагрузки. Можно увеличивать перерывы между эстафетами, используя их для разбора общих и индивидуальных ошибок, подсчета очков каждой команды, уточнения правил передачи эстафеты, назначения помощников для судейства, сокращать дистанции для пробежек, уменьшать число игровых заданий в последующих эстафетах, менять уставших детей на запасных игроков и т.п. Можно увеличивать подвижность участников игры, добавляя препятствия, увеличивая дистанции пробежек, разделяя команды на части и включая в соревнования встречные эстафеты для повышения активности, изменять исходные положения игроков на старте, делить зал по диагонали.

Продолжительность игры зависит от количества участников, их возраста, содержания игры, от места проведения, темпа, предложенного руководителем. Заканчиваются игры-эстафеты общей ходьбой на месте, упражнениями на восстановление дыхания, пальчиковой гимнастикой, спокойными заданиями (отгадать загадки, собрать головоломку; игры малой подвижности на внимание и др.). Задача этих упражнений — постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку.

 По окончании игры подводятся итоги и оценка игры-эстафеты. При оценке игры-эстафеты воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших игровые задания, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей. При разборе игры-эстафеты лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Подведение итогов в конце соревнований начинается с проигравшей команды, а команда-победитель объявляется последней. Призы командам вручаются публично. Чтобы сгладить переживания детей проигравшей команды, желательно провести ритуал рукопожатия между командами. Необходимо учить детей переживать неуспех и справляться с негативными эмоциями, однако следует отметить, что игры-эстафеты должны приносить детям радостные переживания. Педагогу необходимо подбадривать детей, вспоминать их успехи и строить планы на дальнейшие победы. Всем детям, участвовавшим в соревновании, вручаются индивидуальные призы (медали, сувениры, жетоны, значки). В группе можно оформить альбом наград с фотографиями, а также может быть оформлена Стена славы «Наши чемпионы» и многое другое.

Элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности, настойчивости). Чем должен руководствоваться педагог при выборе игры?

Организация и практическое проведение игр.

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

При проведении подвижных игр с детьми, необходимо перед каждой  проводить «Минутки техники безопасности», с целью предотвращения травматизма.

 • Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

 Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.

• Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.

 Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Таким образом, подвижная игра  является – основной и наиболее интересной для ребенка формой работы с дошкольниками по физическому развитию. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания и развитие двигательной активности. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

Чтобы  сделать  ребенка  умным  и рассудительным,  сделайте  его  крепким  и здоровым.  Пусть  он  работает,  действует, бегает –  пусть  он  находится  в  постоянном движении. Ж.-Ж. Руссо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация подвижных игр и игр- эстафет

Слайд 2

«… от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский .

Слайд 3

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений

Слайд 4

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

Слайд 5

Подвижные игры классифицируют: -по возрасту; -по степени подвижности ребенка (игры малой, средней, большой подвижности); -по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.); -по содержанию ( п /и с правилами и спортивные игры).

Слайд 6

Подвижные игры с правилами: -сюжетные игры; -несюжетные игры. Сюжетные подвижные игры: -игры типа «Перебежки», « Ловишки »; -игры с элементами соревнования; -игры-эстафеты; -игры с предметы (мячи, обручи, кегли и т.п.); -игры-забавы (используются в работе с самыми маленькими детьми).

Слайд 7

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах 2-ая младшая группа - организация игр с более легкими правилами; - рекомендуются игры с текстом (сюжетом); - педагог играет вместе с детьми; использование атрибутов. Средняя группа -усложнение условий игры; -педагог распределяет роли среди детей; -поручается роль ведущего детям; -используется образный рассказ.

Слайд 8

Старшая группа -использование более сложных движений; -перед детьми ставится задача реагировать на сигнал; -использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям; -под руководством педагога выбирают водящего в игре.

Слайд 9

Подготовительная к школе группа -педагог обращает внимание на качество движений; -ставятся задачи для самостоятельного решения; -на примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил; -самостоятельно выбирают водящего считалочкой; -использование игр- эстафет; -сюжетные игры. .

Слайд 10

Методические приёмы варьирования степени физической нагрузки в подвижной игре Снижение нагрузки Повышение нагрузки Уменьшение продолжительности игр. Увеличение продолжительности игр. Уменьшение числа повторений одной и той же игры. Увеличение числа повторений каждой игры. Уменьшение сложности сюжета игры. Увеличение сложности сюжета игры. 4. Более частое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений. Более редкое включение пауз для отдыха и дыхательных упражнений. 5. Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре. Увеличение темпа и амплитуды движений в игре. 6. Перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в игре. Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большому числу участник игры. 7. Более мягкий, негромкий тон ведущего, без командных интонаций, скорее повествовательный. Наряду с обычным допустим и командный тон ведущего.

Слайд 11

При подборе и организации игр необходимо учитывать - сложность игры; -соответствие уровню подготовленности детей; - соответствие содержания игр времени года, состоянию погоды; - разные приёмы выбора детей на ответственные роли; - варианты усложнения подвижных игр; - разные способы организации детей; - рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды; - создание хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.

Слайд 12

Подготовка воспитателя 1. Должен выбрать игру согласно возрасту. 2. Выучить игру. 3. Владеть теми движениями, которые есть в данной игре. 4. Выучить слова если таковые имеются, для того чтобы активизировать деятельность детей и сохранять интерес к игре. 5. Выбрать место. 6. Продумать расстановку детей. 7. Подготовить атрибуты, зрительные ориентиры.

Слайд 13

Структура проведения подвижных игр - сбор детей на игру; - создание интереса к игре; - организация играющих, объяснение игры; - определение ведущего; - проведение игры; - окончание игры и подведение итогов.

Слайд 14

Игры-эстафеты : - малой подвижности - эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием , перелезанием , пролезанием , перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием; -средней подвижности : сочетают бег с перепрыгиванием, с ведением мяча (одной или двумя руками), броском в корзину и т.д. ; исходные положения детей могут быть в колонну по одному, по двое, сидя лицом по направлению движения и т.п ; большой подвижности : - эстафеты для хорошо физически подготовленных детей; к исходным положениям добавляются — сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и другие.

Слайд 15

Виды соревнования : -индивидуальное или личное первенство (доступно детям с 5-ти лет и проходит по принципу «кто лучше?»); - коллективное или командное первенство проходит по принципу «чья команда выполнит быстрее или лучше?»; - индивидуально- коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет та команда, в которой больше победителей.

Слайд 16

Игры-эстафеты классифицируются : - по количеству включаемых заданий : простые и сложные эстафеты. Простые эстафеты — включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в об­руч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр. Сложные эстафеты — включают более двух заданий. С учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий. .

Слайд 17

По требованиям к выполняемым заданиям : с трого регламентированные выполняются заранее утвержденным способом ; -произвольные - выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.

Слайд 18

По характеру перемещений : - линейные - участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу; - встречные- каждая команда делится на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки; - круговые - построены в круг, и стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или по кругу. или сами перемещаются по кругу.

Слайд 19

По способу действий: И ндивидуальные - все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте; с продвижением различными способами; с передвижением и дополнительными заданиями. коллективные - участники передвигаются группами: успех решает согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение, сочетаемое с коллективными действиями

Слайд 20

С учетом вида упражнений : - гимнастические; легкоатлетические ; игровые (бег, прыжки пр.); лыжные ; водные ; тематические (сюжетные ).

Слайд 21

Минутка техники безопасности: Игра не должна включать даже малейшему возможность риска, угрожающего здоровью ребёнка. Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной. Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Слайд 22

Главное требование – соответствие содержания игровых действий и правил воз­растным особенностям детей, их умениям и навыкам, возможностям.

Слайд 25

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении. Ж.-Ж. Руссо

Слайд 26

* Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на педчасе

Методика обучения рассказыванию...

Выступление на педчасе "Детская агрессивность"

Данный материал предназначен для педагогов, встречающих на практике агрессивных детей. Здесь Вы можете найти способы выражения гнева, советы для педагогов....

Выступление на педчасе "Роль воспитателя в игровой деятельности" (текст к презентации)

Выступление на педчасеРоль воспитателя в игровой деятельности(текст к презентации) Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовате...

Презентация к выступлению на педчасе. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей со сказками народов мира.

В рамках реализации долгосрочного проекта "Мы читаем" мною был накоплен опыт по ознакомлению детей со сказками народов мира по различной тематике. Этот опыт оказался востребованным при реали...

Выступление на педчасе «Познавательное развитие детей»

Прежде чем давать знания,     надо научить думать,        воспринимать, наблюдать....

Выступление на педчасе "Игрушка как средство педагогического развития ребенка"

Главным средством в игре ребенка-дошкольника является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, дел...

Выступление на педчасе "Речевое дыхание как основа правильной речи"

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычно...