Выступление на педчасе "Детская агрессивность"
методическая разработка по теме

Данный материал предназначен для педагогов, встречающих на практике агрессивных детей. Здесь Вы можете найти способы выражения гнева, советы для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedchase_-_detskaya_agressivnost.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок больше всего нуждается

в вашей любви как раз тогда, 

когда он меньше всего ее заслуживает.
Э. Бомбек.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников.

Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации; стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и, как следствие, отсутствие их внимания к своим детям — все это приводит к тому, что у детей возникают сложности в восприятии и усвоении норм окружающего мира. В силу своего возраста дети выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны привлечь к поведению внимание: детская агрессия, злость, замкнутость, капризы, страхи.

Такие дети нападают на других детей, дерутся, обзывают и бьют, отбирают и ломают игрушки, употребляют грубые выражения, то есть являются «грозой» всего детского коллектива. Таких детей часто ругают воспитатели и родители.

Однако, у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и  развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное общение. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Во время работы с детьми оказалось, что в ответ на многие провинности и непослушания дети получают физическое наказание: к ним предъявляются завышенные требования, на них постоянно кричат. Агрессивность в латинском языке означает «нападение». В данном случае я дала бы определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба, боли, обиды человеку или предмету.

Агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и желаний окружающих нас людей.

Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, злости, нельзя запретить.

Как известно из психологии, ребенку очень важно выражать свой гнев.

Гнев – это реакция, а это значит, что ей нужно дать выход, как и любой другой эмоции. Детская агрессия возникает чаще всего из-за психологических проблем, с которыми ребенок не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и прочее, свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение.

В последние годы научный интерес  к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными различных направлений предлагаются  различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.

Полное отсутствие агрессивности – скорее крупный недостаток, чем достоинство. Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми Длительное подавление агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом распрямившейся пружины.

Тем не менее, желая воспитывать своего ребенка добрым и отзывчивым, некоторые родители стремятся максимально ограничить проявляемую им агрессию. Как часто можно услышать: «Зачем ты ударил Васю? Неужели обязательно нужно решать спор кулаками?». Но ребенок 2-4 лет, не так давно овладевший речью, не в состоянии вести аргументированный спор. Ему доступны только два способа решения проблемы: «съездить» Васе по уху или уступить, оказавшись побежденным.

Таким образом, беспокоиться нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никакой причины. А причин может быть множество.

Детская агрессия: причины возникновения

Хотелось бы перечислить причины, которые могут привести к агрессивности.

Неприятие детей родителями является одной из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика и несколько сессий с моими клиентами подтверждают следующее заключение: приступы агрессивности нередко проявляются именно у «нежеланных детей». Хотя родители могут не говорить напрямую ребенку о том, что его не ждали и, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Все чаще природа возникновения агрессии — у детей вечно занятых родителей. Детская агрессия в этом случае — это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отчитает, чем не заметит».

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием.

Ещё настоящее испытание для ребенка — это развод родителей, что в наше время не редкость. В этот период очень тяжело как родителям, так и ребенку. Часто про ребенка «забывают», не спрашивая ребенка о том, что он чувствует. Если ребенок обвиняет в разрушении семьи родителей, он сам может начать проявлять агрессию по отношению к ним, правда, чтобы не быть отвергнутым обоими родителями. Детская агрессия, скорее всего, будет направлена только на одного из родителей – того, на кого злиться менее опасно. Порой детская злость, спровоцированная разводом родителей, выражается в агрессии по отношению к домашним животным, сверстникам и другим людям. Такое происходит тогда, когда ребенок боится выплескивать свои эмоции на родителей, но в то же время, не может держать их в себе.

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, — в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека).

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии.

Еще одна причина агрессивности – это недовольство собой. Часто это вызывается отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не учатся любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто так. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он и не любит других.

Советы педагогам

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  • Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
  • Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не ребят, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:

– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

– учите его не сваливать свою вину на других;

– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

  • « Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
  • « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
  • Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.
  • Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.

– Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Например:

  • «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
  • Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
  • «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Например:        

  • Ты стукнул Веру потому, что …, а ещё почему?
  • Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
  • Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры:

  • подраться с подушкой;
  • рвать бумагу;
  • используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции;
  • поколотить стул надувным молотком;
  • громко спеть любимую песню;
  • налить в таз воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом;
  • покидать мяч об стену;
  • устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Пометать дротики в мишень. 
  • Попрыгать на скакалке.
  • Пускать мыльные пузыри.
  • Устроить «бой»  с боксерской грушей.
  • Полить цветы.
  • Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
  • Скомкать  несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  • Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
  • Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Выступление - презентация на родительском собрании "Детская агрессивность"

Что такое детская агрессивность? Какие формы агрессивности существуют? Что делать с ребёнком, который проявляет агрессию? Эти и другие вопросы были освещены в моём выступлении-презентации....

"Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку" выступление на педсовете

quot;Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку" выступление на педсовете...