"Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку" выступление на педсовете
материал

Банцекова Наталия Михайловна

"Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку" выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                               

Выступление на педсовете :«Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку»

                                            Выполнила: Банцекова Наталия Михайловна

В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивное поведение детей  это  крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.Психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение). Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить.

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этот  ребенок нападает на других детей, бьет их и обзывает , отбирает игрушки, может их преднамеренно сломать, намеренно употребляет грубые выражения. Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других, часто отказывается выполнять правила, теряют контроль над собой,  сердятся и отказывается сделать что-либо.

Причинами проявления агрессивности могут быть:

-Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка.

-Стремление привлечь к себе внимание сверстников, внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

-Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

-Стиль воспитания в семье (гипер - и гипоопека);

-Социально-культурный статус семьи;

-Защита и месть;

-Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

-Нарушения эмоционально-волевой сферы, появляющаяся в неумение ребенка управлять своим поведением, недостаточном усвоении им общественных норм поведения, общения.

-Неблагополучная семейная обстановка:(отчуждение, постоянные ссоры, стрессы, нет единства требований к ребенку,ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования,физические (особенно жестокие) наказания, асоциальное поведение родителей)

Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку

Воспитатель, видя, что дети «разошлись» может предложить более спокойную игру, заинтересовав ребенка. Для более старших детей иногда, более приемлимыми будут  к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта.

 Так же возможно воспользоваться подручными средствами, которыми можно  оборудовать группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может бросать в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если научить детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

  Также возможно проводить специальные игры с водой.

1). Одним шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2). Сдувать из дудочки кораблик. Перемещать по воде игрушки дуя на них.

3). Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая игрушка.

4). Струей воды  можно сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под воды с отверстием, наполненные водой).

5)Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка.

6)Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведении, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям.

7)Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.

8)Использование на занятиях пальчиковой гимнастики, которая способствует развитию контроля над собственными импульсивными действиями.

Позитивные стратегии применяемые при незначительной, неопасной агрессии

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, протереть доску, у тебя это лучше получается");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Приёмы, помогающие снизить агрессию

- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

 Основная задача воспитателя , сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа:  "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Как воспитатель может помочь ребёнку сохранить положительную репутацию

Для ребёнка самое страшное - публичное осуждение и негативная оценка и чтобы этого избежать он будет использовать механизмы защитного поведения. Плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребёнка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребёнку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Демонстрируйте ребёнку  модели неагрессивного поведения

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребёнка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.

Воспитателю  нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение воспитателя, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, может  включать  следующие приемы:

- нерефлексивное слушание. Всё, что нужно делать - поддерживать течение речи ребенка, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

- пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребёнка.

Воспитателю, нужно всегда напоминать ребенку, что он добрый

Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели кого-то, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем этого человека!»

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Список использованной литеатуры:

1. « Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция»И.А. Фурманов   Минск: Ильин В.П., 1996.

2.«Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» Лютова Е.К., Монина Г.Б. - М.: Генезис, 2000 г.

 3.«Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка» Листратенко Н.П. «Воспитание и дополнительное образование» , 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Чем может помочь мама"

Консультация для родителей чтобы лучше помочь ребёнку адаптироваться в детском саду...

Как музыка может помочь вашему ребенку в будущей учебе

Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти, хорошо развивает ассоциативное мышление. Игра на музыкальном инструменте развивает   способность делить музыкальное произв...

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ

- Приводите ребенка в то место, где он может находиться в обществе детей хотя бы два раза в неделю. Ребенку 2—3 лет необходимо общество других детей. - Учите ребенка обращать внимание на то обсто...

Отношения родителей и детей. Как психолог может помочь родителям в воспитании детей

В статье обсуждаются особенности развития и воспитания детей разного возраста.Наш основной тезис - родители являются самыми важными людьми для их детей, в реальном времени-пространстве в детстве, а за...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Консультация для педагогов «Агрессивные дети. Как помочь агрессивным детям?»

В консультации дается определение понятию "Агрессия" и видам агрессии. Рассказывается о том, какой он "Агрессивный ребенок"? Причины агрессивного поведения. Направления работы с аг...

Адаптация к детскому саду: как воспитатель может помочь родителям и детям

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новую непривычную обстановку, которая может стать причиной эмоционального напряжения. Основная задача воспитателя на этом этапе — помо...