Консультация "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду в условиях ФГОС"
консультация (младшая группа)

Резникова Ольга Александровна

В консультации рассказывается об адаптации детей раннего возраста  и о том, как сделать так, чтобы адаптация прошла более безболезненно для ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №5 Г.РОССОШИ

Консультация

«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду в условиях ФГОС»

Подготовила воспитатель: Резникова О.А.

   

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребёнка и поступление в него сопряжено с тяжёлыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребёнка. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

     Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребёнка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребёнок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

  Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности.

  В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

  В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма – что может привести к заболеванию ребёнка.

  К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребёнок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

  Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребёнка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательно учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к ДОУ и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспосабливаться.

   Поэтому необходимо ребёнку адаптироваться, необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

  Детям любого возраста непросто начинать посещать сад. В их жизни всё меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребёнка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

*чёткий режим дня;

*отсутствие родных рядом;

*длительный контакт со сверстниками;

*необходимость слушаться и подчинятся незнакомому взрослому;

*резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

*особенности нового пространственно – предметного окружения.

  Адаптация ребёнка в ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

  Адаптирующегося ребёнка отличает:

*преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

* нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

*утрата навыков самообслуживания;

*нарушение сна;

*снижение аппетита;

*регрессия речи;

*изменения в двигательной активности;

*снижение иммунитета и многочисленные заболевания.

  На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

  1. Возраст;
  2. Состояние здоровья;
  3. Уровень развития навыков самообслуживания;
  4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
  6. Приближённость домашнего режима к режиму детского сада.

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что ребёнок 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во – вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

В – третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери.

В - четвёртых, дома к ребёнку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберёт на место. Придя в детский сад, ребёнок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребёнка не развиты культурно – гигиенические навыки, то привыкание идёт болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить в подгузниках, пить из бутылочки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребёнка пройдёт более гладко.

  Наша цель – является успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

  1. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:

- снизить уровень тревожности;

- создание комфортной ситуации;

- формирование социальной коммуникабельности.

     2.Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

           - снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

           - поднять уровень физической культуры детей.

     3.Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

  Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребёнка в ДОУ. Изучение ребёнка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей, из которого делаются выводы о готовности ребёнка к поступлению в ДОУ. Продолжаем знакомство с детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад», «Мы ждём тебя малыш», где рассказывается о жизни детей в детском саду.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребёнка к посещению ДОУ.

   Работа, во время адаптационного периода ведётся по следующим направлениям:

             - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

          - формирование чувства уверенности в детях.

   Одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймёт, какие люди его окружают, в каком помещении он живёт. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается всё первое полугодие.  Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.

Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом необходимо присутствие обоих воспитателей группы и родителей детей.

   После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем ребёнке.

   Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме.

   В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:

        - показ настольного театра «Теремок»,

        - инсценирование потешки «Курочка Рябушка»,

        - игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» и д.р.

   На протяжении всего адаптационного периода проводится игровая деятельность, основными задачами которой являются: преодоление стрессовых состояний у ребёнка, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень- очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Рассмешим наши игрушки».

   Необходимо использование приёмов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:

      - игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик кап-кап-кап», Плыви кораблик», «Печём пирожки» и д. р.

      - пальчиковые игры: «Погладим котёнка», «Наш малыш», Мальчик – пальчик», «Сорока», «Домик».

      - монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

      - сжимание кистей рук (малышу предлагают резиновую игрушку – пищалку).

      - рисование фломастером, красками.

      - слушание спокойной музыки: «Утро»(А.Григ), «Мелодия» (Глюк).

      - занятия смехотерапией.

   В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

   Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединённый единым сказочным – игровым сюжетом. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтомия (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

    В течении дня важно использовать потешки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.

   Важную роль в облегчении адаптации играет предметно – развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

   Предметно – развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как:

          - разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

           - оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

           - стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

           - доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

           - эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребёнка, вызывающая положительные эмоции);

           - зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

   Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки.

   Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зелёный цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.

    Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребёнка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникает потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикреплённом к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребёнка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

   Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

   Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не даёт возможности расслабиться и уснуть.

   В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

   Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

   Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.

    Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

   Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим для каждого ребёнка. Так дети, с лёгкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжёлой, приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребёнок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.

   В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

    При общении с семьями воспитанников должны учитываться типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.

     Основными формами работы детского сада и семьи являются:

      - консультации;

      - анкетирование;

      - родительские собрания;

      - беседы;

      - выставки;

       - круглые столы;

       - папки – передвижки.

     Адаптационный период считается законченным, если:

         *Ребёнок ест с аппетитом;

         *Быстро засыпает, вовремя просыпается;

         *Эмоционально общается с окружающими;

          *Играет.

   Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по - разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС ДО

В адаптационный период малышу надо помочь привыкнуть к новой обстановке, поэтому к нему следует относиться особенно бережно. Адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ве...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...