Методическая разработка (конспект) "Дружная семья"
методическая разработка (старшая группа)

Вергун Елена Сергеевна

В данной методической разработке представлен материал для организации ОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект занятия для детей старшей группы

Тема: « Дружная семья »

(познавательное развитие)

Составила:

Воспитатель ГБДОУ д/с  №65

Приморского района

Вергун Елена Сергеевна

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

 Развивающие:

- закреплять знания о родственных связях слов;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

 Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал:

Фотовыставка «Наша дружная семья», карточки солнышка и тучки, карточки «Эмоции».

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?

 

2. Основная часть

 

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но  сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети: Имя.

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться, назвать Имя, фамилию, членов своей семьи?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети: Семья.

Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

 Ответы детей.

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их.  

Ответы детей.

Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?

Дети: Он приходится другом.

Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?

  Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья -  большая или маленькая -  главное, чтобы в семье были всегда мир и уважение.

Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?

Ответы детей. 

Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.

Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.

 

 Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Пальцы – дружная семья

Друг без друга им нельзя

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки)

Вот большой, а это – средний,

Безымянный и последний – наш мизинец малышок!

У-у-у! Указательный забыли,

Чтобы пальцы дружно жили.

(Поочередно поднимаем пальцы рук кверху)

Будем их соединять, упражненье выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочерёдно к большому)

Воспитатель: А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…

 

1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Улыбнётся … ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло.”

Воспитатель: Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.

Воспитатель: Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? Дети: Заботливая, трудолюбивая, нежная,

ласковая, внимательная.

 2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть? ( папа).

Воспитатель: Кем вы приходитесь папе?

Дети: Сыном, дочкой.

Воспитатель: Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа?

Дети: Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый.

 3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…

Воспитатель: Правильно, бабушки.

Воспитатель: А какими ласковыми словами вас называет бабушка?

 4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед,

Мой родной, любимый ... (дед)

Воспитатель: А кем вы приходитесь своему дедушке?

Дети: Внуком, внучкой.

 

 5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Кем вы приходитесь сестре?

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.

Воспитатель:  Ребята, а как мы выражаем любовь  своим близким? 

Ответы детей

Воспитатель: Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) -  на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).

 

Д/и «Грязи -  нет! И пыли – нет!»

Цель игры: Игра приучает детей помогать своим родным и близкими в работе по дому, учит совместной деятельности и общению.

Дидактический материал: различные домашние вещи и предметы для уборки: посуда, швабра, ведро, тряпки и т.д.

Подготовка к игре: Воспитатель вместе с детьми распределяет домашние обязанности. Каждый получает необходимые для уборки предметы и занимает своё рабочее место.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение. В нужное время по сигналу воспитателя каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу. Дети выполняют действия под куплет.

 На столе - посуда горкой

Под столом – с водою таз.

Генеральная уборка. Начинается у нас!

Генеральная! Аврал! Наша мама – генерал!

Я ужасно храбрый, я хожу со шваброй!

Папа с мусорным ведром в пятый раз обходит дом.

И от дяди много толку – он помыл на кухне полку.

Дедушка с бабушкой вышли во двор –

Палкой они выбивают ковер.

Все мы грязи не выносим,

Из квартиры сор выносим,

Полотенцем, пылесосом

Под сервантом и столом –

Так, что пыль стоит столбом!

Воспитатель: Благодарю  своих маленьких помощников.

 Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас, сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.

Дети рассказывают о своей семье по фотографии

Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?

Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.

Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Вот некоторые из них:

 «Не нужен клад, коли в семье лад».

«Семьей дорожить – счастливым быть».

«Вся семья вместе и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«В хорошей семье хорошие дети растут».

 

3. Итог занятия

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Спасибо  вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД с детьми средней группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: ·   создание условий для активного доброжелательного общения друг с другом. Задачи:·   создание условий для сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками;·...

Методическая разработка Конспект НОД " Семья"

Семья- это самое важное и ценное в жизни каждого человека...

Мультимедийная разработка " Наша дружная семья"

Продолжать наполнение социокультурной  категории «Дружная семья».Формировать у детей   представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся д...

Методическая разработка.Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе. Тема «Наша дружная семья»

Конспект непрерывно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе.Тема «Наша дружная семья»...

Методическая разработка.Конспект НОД по теме "Наша дружная семья"

Формирование представления о семье и ее членах,о доброжелательных отношениях родных людей,об эмоциональном состоянии близких людей....