Методическая разработка:Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федоренко Анна Владимировна

Образовательная область : речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнение и активизация словаря по лексической  теме: «Посуда».

 Задачи:

  • Формировать умение образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
  • Совершенствовать навык дифференциации посуды.
  • Закреплять навык слогового анализа.
  • Совершенствовать навык грамматического строя речи. Формировать умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
  • Формировать навык в составлении распространенных предложений с использованием предложного и винительных падежей. Закреплять умение образовывать имена существительные при помощи суффиксов –ещ, -енк.
  • Упражнять в употреблении существительных в форме родительного и творительного падежей.
  • Совершенствовать умение понимать и употреблять в речи многозначное слово «острый».
  • Упражнять в составление описательного рассказа.
  •  Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, тактильные ощущения, координацию речи с движением.
  • Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Оборудование: контейнер с маленькой, кукольной посудой; плоскостные изображения посуды, мяч среднего размера, предметные картинки; сюжетная картина З.Е.Серебряковой «За обедом».

Организационный момент.

Федора ходит по залу, ищет свою  посуду. Увидев детей, удивленно спрашивает:

- Дети вы откуда?

Дети: Мы из детского сада.

Федора: А я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без нее худо. Вы случайно не знаете, что мне нужно сделать, чтобы она возвратилась.

Дети:  Посуду надо любить, ее надо мыть, чистить, вытирать, сушить и на место убирать.

Федора: Ребятки, а вы мне поможете ее найти, и домой возвратить?

Дети: Да!

Дети и Федора идут искать посуду.

Федора (радостно): Ой, вот она моя посуда.

Игра «Назови ласково».

Дети:

  • Это маленький чайничек
  • Это маленький кувшинчик
  • Это маленькая чашечка
  • Это чайная ложечка
  • Это кругленькое блюдечко
  • Это маленькая тарелочка

Федора: Ох, не буду я посуду обижать, буду- буду, я ее любить и уважать. Спасибо, вам, ребятки, что помогли мне.

А теперь давайте поиграем в игру. У меня тут вся посуда перепуталась. Помогите разобраться.

Игра «Виды посуды».

Дети берут картинки с изображениями посуды и подходят к стульям.

Федора: А теперь расскажите мне про посуду, которую вы взяли.

Дети:

  • Я выбрал чашку
  • Я выбрала блюдце
  • Я выбрал нож
  • Я выбрал супницу
  • Я выбрала сковороду
  • Я выбрал тарелку

Федора: Молодцы! Все правильно! А теперь разделите свои слова (названия посуды) на слоги.

Игра «Раздели на слоги».

  Дети:

  • Чаш – ка, в  слове чашка 2 слога.
  • Чай – ник, в слове чайник 2 слога.
  • Блюд – це, в слове блюдце 2 слога.
  • Та – рел – ка, в сове тарелка 3 слога.
  • Нож, в слове нож 1 слог.
  • Суп – ни – ца, в слове супница  3 слога.
  • Ско – во – ро – да, в слове сковорода 4 слога.

Федора: Ну и умники! А знаете ли вы, что посуда бывает из разных материалов? Я буду называть материал, а вы отвечать какая она.

Игра «Какой?  Какое? Какая?»

Федора: Становитесь в кружок и поиграем в мяч.

  • Чашка из фарфора (какая?) фарфоровая чашка
  • Ваза из хрусталя (какая?) хрустальная ваза
  • Стакан из стекла (какой?) стеклянный стакан
  • Вилки из металла (какие?) металлические вилки.
  • Ложки из серебра (какие?)  серебряные ложки
  • Кружка из пластмассы (какая?)  пластмассовая кружка
  • Самовар из меди (какой?) медный самовар.

Федора: Ну, порадовали вы меня. Отдохните, на лавочку мою садитесь. Люблю я посуду, а еще я мешочки люблю. В них продукты разные храню. Хотите узнать какие?

Дети: Да, хотим!

Игра – загадка: «В чем хранят продукты».

Федора: В этом мешочке соль, хлеб, конфеты, сухари, масло. А еще мешочек в нем сахар храню.

Правильно я делаю?

Дети: Нет.

  • Хлеб хранят в хлебнице
  • Масло кладут в масленку
  • Сахар насыпают  в сахарницу
  • Сухари  хранят в сухарнице
  • Соль насыпают в солонку
  • Конфеты кладут в конфетницу

Федора: Ой, спасибо научили, теперь я все правильно буду делать.

Физкультминутка «Точим нож».

Федора приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

Точим нож.

Точим, точим, точим нож!

Будет очень он хорош

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

Игра «Разбитая посуда».

Федора: Я  была плохой хозяйкой. Не зря однажды посуда сбежала от меня. Но вот посуда возвратилась. Я решила ее помыть и почистить. Пока я ее мыла, перебила ее и переломала. Без чего теперь посуда у меня?

Дети:

 - чайник без носика

 - сковорода без ручки

 - кастрюля без крышки

 - чашка без блюдца

Федора: Помогите мне ребята склеить посуду. Расскажите с чем теперь посуда.

Дети:

 - чайник с носиком

 - сковорода с ручкой

  - кастрюля с крышкой

 - чашка с блюдцем

Федора: Молодцы! Спасибо, помогли Федоре.

Игра «Что бывает острым?»

Федора: а теперь я вам покажу картинки, а вы мне скажите, что бывает острым.

Дети:

 - На столе лежит острый нож.

 - У кошки острый слух.

 - Папа ест острый суп.

 - У стрелка острый глаз.

Федора: Молодцы! И с этим заданием справились.

Рассказ по картине З.Е Серебряковой «За обедом».

  • На картине нарисованы дети. Они сидят за столом и ждут обеда.
  • Стол накрыт белой, накрахмаленной скатертью.  На столе стоит фарфоровая,  столовая посуда.
  • Темноволосый мальчик в синей рубашке кушает суп из глубокой тарелки. Другой пьет воду из прозрачного стакана.
  • Мама наливает суп из супницы своим детям. Девочка в белом фартуке ждет, когда мама нальет ей суп.
  • Посередине стола  стоит хрустальный графин с водой. Рядом с графином на блюдце лежат румяные булочки. На краю стола стоит желтый кувшин
  • На этой картине мы видим большую дружную семью.

Рефлексия

Ребята, ну вот и закончилось наше путешествие.

В какие игры мы играли?

Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года".

Методическая разработка конспекта развлечения для детей старшего дошкольного возраста " Петербургская погода в любое время года " по реализации образовательных областей: познавательное разви...

Собственная методическая разработка Конспект совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и воспитателя «Достопримечательности Санкт Петербурга» С использованием ЭОР (презентация Power Point)  

Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»...

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А.   ...

Методическая разработка. Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Весенние чудеса"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "За покупками с Мухой - Цокотухой"

Образовательная область "Познавательное развитие"Формирование основ финансовой грамотности дошкольников....