Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС
статья (средняя группа)

Королева Наталия Андреевна

Согласно требованиям ФГОС ДО (п. 3.3.1., п. 3.3.2.) предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и быть создана в соответствии с особенностями развития воспитанников группы, охраны и укрепления их здоровья, коррекции недостатков развития детей с ОВЗПредметно – пространственная среда в группе должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.

При организации предметно – пространственной среды должны быть соблюдены принципы построения развивающей средыа именно: принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности-динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип индивидуальной комфортности эмоционального благополучия каждого ребёнка, принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе характеризуется в соответствии с ФГОС ДО (п. 3.3.4.) насыщенностью, трансформируемостью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью и безопасностью.

1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программ. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания:

- техническими (ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, DVD и др.,)

- игровыми (настольно – печатные игры, куклы, машинки, конструкторы, пирамидки, комплекты игровой детской мебели, игрушки – персонажи, игрушки – предметы оперирования (комплекты транспортных средств, комплекты одежды для кукол, комплекты посуды, маркеры игрового пространства (деревянные и пластмассовые домики для кукол с мебелью, посудой, семьёй кукол; комплект приборов домашнего обихода, комплекты аксессуаров для ролевых игр, игровые модули, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы для театрализованных игр и др.);

- спортивно - игровым оборудованием (кегли, скакалки, обручи, мячи, мешочки с наполнителем, детский гольф, дартс, кольцебросы и др.);

Организация предметно – пространственной среды по центрам активности и разнообразие материала в них обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов.

В группе создан физкультурно-оздоровительный центр «Спорт наш самый лучший друг» для обеспечения двигательной активности детей. Его оборудование используется для организации индивидуальных игр, игр и соревнований, подвижных игр, валеологических игр. Так же в данном центре находится наглядный материал для знакомства детей с различными видами спорта. Наполняемость физкультурно-оздоровительного центра меняется в зависимости от времени года, индивидуальных интересов и потребностей детей.

Студия театрального творчества «В гостях у сказки» оснащена всевозможными видами театров, атрибутами для игр, ширмой и художественной литературой в соответствии с тематикой ознакомления и возрастом детей. Здесь же дети могут познакомиться с известными детскими писателями, поэтами, музыкантами, с музыкальными инструментами.

В центре «Юный конструтор» дети пользуются для развития конструктивных навыков, мышления различными видами строительных и тематических конструкторов «Ферма»«Автосервис»«Лего»«Магнитные блоки»«Фантазер»«Тико – азбука»«Вязкий шарик»«Магик», наборы деревянного строителя.  Работая с деталями строительных наборов, дети в игре понимают отличия строительных деталей по величине, цвету, у детей развивается умение соотносить детали друг с другом, понимают на практике, что такое равновесие и симметрия. Дети учатся сосредотачиваться, решать задачи разной степени сложности, доводить дело до конца и полностью брать процесс творчества на себя, от проектирования до окончательного воплощения готовой постройки.

В центре «В гостях у Магистра математических наук», воспитанники имеют возможность формировать и закреплять познавательный уровень, развивать логику, находится игровой и дидактический материал по формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию. Дети с удовольствием пользуются занимательными логико-математические играми Воскобовича, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина. Здесь много схем, планов, наборов развивающих заданий, наборов объёмных геометрических фигур, игр – головоломок.

В группе созданы содержательные и познавательные центры «Любознайка»«Юный эколог», которые оснащены наглядным материалом, играми, атрибутами, игрушками – аналогами, исследовательской детской лабораторией, с помощью которых дети познают окружающий мир, знакомятся с живой и неживой природой, с различными представителями флоры и фауны, постигают азы экологической культуры, а так же знакомятся с правилами безопасного поведения в быту.

Центр «Безопасная дорога» интересен и мальчикам и девочкам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления представлений ОБЖ. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, дорожные знаки, модульная игра «Автопарковка». Всё это способствует формированию основ безопасного поведения на улицах города, на дороге.

В центре «Наши руки не для скуки» в прямой доступности находится материал для детского изобразительного творчества. Дети не только могут рисовать, лепить, вырезать и клеить, но и познакомиться с произведениями искусства, с великими русскими художниками, с народным творчеством.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. При объединении в игровые подгруппы в центре сюжетно-ролевых игр воспитанники имеют возможность использовать материал театральной студии «В мире сказок» - костюмы для ряженья, предметы театра или предметы из центра «Безопасная дорога» (различные виды транспорта, атрибуты).

3. В нашей группе  ярко соблюдается принцип вариативности. Стержнем среды группы для воспитанников с общим недоразвитием речи и ЗПР является речевое и познавательное развитие детей. Остальные объекты среды также достаточно серьёзно работают на решение задач развития речи и коммуникативных способностей: центры и игровые зоны достаточно хорошо оснащены играми и оборудованием для развития мелкой моторики, различными виды театра, развивающими играми, различными материалами для художественного творчества старших дошкольников.

Все материалы и оборудование в группе организованы по тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их работу и игру. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов, чтобы несколько человек могли заниматься там одновременно. периодически заменяются материалы, которые уже стали привычными и неинтересными, на новые, стимулирующие активность воспитанников.

4. Полифункциональность развивающей среды присутствует в группе и тесно связана с трансформируемостью среды, когда существует возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

5. Доступность среды в группе выражается в удобном расположении оборудования, мебели, материалов в детских центрах. Ими легко и удобно пользоваться, так как воспитанники имеют свободный доступ к игрушкам, пособиям.

Расположение игр, игрушек, атрибутов в группе на уровне не выше вытянутой руки ребенка, шкафчики с дидактическим и игровым материалам открытые.

6. Соблюдается принцип безопасности развивающей предметно-пространственной среды.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razvivayushchey_predmetno.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Согласно требованиям ФГОС ДО (п. 3.3.1., п. 3.3.2.) предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и быть создана в соответствии с особенностями развития воспитанников группы, охраны и укрепления их здоровья, коррекции недостатков развития детей с ОВЗ. Предметно – пространственная среда в группе должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.

При организации предметно – пространственной среды должны быть соблюдены принципы построения развивающей среды, а именно: принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности-динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип индивидуальной комфортности эмоционального благополучия каждого ребёнка, принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе характеризуется в соответствии с ФГОС ДО (п. 3.3.4.) насыщенностью, трансформируемостью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью и безопасностью.

  1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программ. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания:
  • техническими (ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, DVD и др.,)
  • игровыми (настольно – печатные игры, куклы, машинки, конструкторы, пирамидки, комплекты игровой детской мебели, игрушки – персонажи, игрушки – предметы оперирования (комплекты транспортных средств, комплекты одежды для кукол, комплекты посуды, маркеры игрового пространства (деревянные и пластмассовые домики для кукол с мебелью, посудой, семьёй кукол; комплект приборов домашнего обихода, комплекты аксессуаров для ролевых игр, игровые модули, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы для театрализованных игр и др.);
  • спортивно - игровым оборудованием (кегли, скакалки, обручи, мячи, мешочки с наполнителем, детский гольф, дартс, кольцебросы и др.);

Организация предметно – пространственной среды по центрам активности и разнообразие материала в них обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов.

В группе создан физкультурно-оздоровительный центр «Спорт наш самый лучший друг» для обеспечения двигательной активности детей. Его оборудование используется для организации индивидуальных игр, игр и соревнований, подвижных игр, валеологических игр. Так же в данном центре находится наглядный материал для знакомства детей с различными видами спорта. Наполняемость физкультурно-оздоровительного центра меняется в зависимости от времени года, индивидуальных интересов и потребностей детей.

Студия театрального творчества «В гостях у сказки» оснащена всевозможными видами театров, атрибутами для игр, ширмой и художественной литературой в соответствии с тематикой ознакомления и возрастом детей. Здесь же дети могут познакомиться с известными детскими писателями, поэтами, музыкантами, с музыкальными инструментами.

В центре «Юный конструтор» дети пользуются для развития конструктивных навыков, мышления различными видами строительных и тематических конструкторов «Ферма»«Автосервис»«Лего»«Магнитные блоки»«Фантазер»«Тико – азбука»«Вязкий шарик»«Магик», наборы деревянного строителя.  Работая с деталями строительных наборов, дети в игре понимают отличия строительных деталей по величине, цвету, у детей развивается умение соотносить детали друг с другом, понимают на практике, что такое равновесие и симметрия. Дети учатся сосредотачиваться, решать задачи разной степени сложности, доводить дело до конца и полностью брать процесс творчества на себя, от проектирования до окончательного воплощения готовой постройки.

В центре «В гостях у Магистра математических наук», воспитанники имеют возможность формировать и закреплять познавательный уровень, развивать логику, находится игровой и дидактический материал по формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию. Дети с удовольствием пользуются занимательными логико-математические играми Воскобовича, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина. Здесь много схем, планов, наборов развивающих заданий, наборов объёмных геометрических фигур, игр – головоломок.

В группе созданы содержательные и познавательные центры «Любознайка»«Юный эколог», которые оснащены наглядным материалом, играми, атрибутами, игрушками – аналогами, исследовательской детской лабораторией, с помощью которых дети познают окружающий мир, знакомятся с живой и неживой природой, с различными представителями флоры и фауны, постигают азы экологической культуры, а так же знакомятся с правилами безопасного поведения в быту.

Центр «Безопасная дорога» интересен и мальчикам и девочкам. Он оснащен необходимыми атрибутами для закрепления представлений ОБЖ. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, дорожные знаки, модульная игра «Автопарковка». Всё это способствует формированию основ безопасного поведения на улицах города, на дороге.

В центре «Наши руки не для скуки» в прямой доступности находится материал для детского изобразительного творчества. Дети не только могут рисовать, лепить, вырезать и клеить, но и познакомиться с произведениями искусства, с великими русскими художниками, с народным творчеством.

  1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. При объединении в игровые подгруппы в центре сюжетно-ролевых игр воспитанники имеют возможность использовать материал театральной студии «В мире сказок» - костюмы для ряженья, предметы театра или предметы из центра «Безопасная дорога» (различные виды транспорта, атрибуты).
  2. В нашей группе  ярко соблюдается принцип вариативности. Стержнем среды группы для воспитанников с общим недоразвитием речи и ЗПР является речевое и познавательное развитие детей. Остальные объекты среды также достаточно серьёзно работают на решение задач развития речи и коммуникативных способностей: центры и игровые зоны достаточно хорошо оснащены играми и оборудованием для развития мелкой моторики, различными виды театра, развивающими играми, различными материалами для художественного творчества старших дошкольников.

Все материалы и оборудование в группе организованы по тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их работу и игру. В каждом центре имеется достаточное количество разнообразных материалов, чтобы несколько человек могли заниматься там одновременно. периодически заменяются материалы, которые уже стали привычными и неинтересными, на новые, стимулирующие активность воспитанников.

  1. Полифункциональность развивающей среды присутствует в группе и тесно связана с трансформируемостью среды, когда существует возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
  2. Доступность среды в группе выражается в удобном расположении оборудования, мебели, материалов в детских центрах. Ими легко и удобно пользоваться, так как воспитанники имеют свободный доступ к игрушкам, пособиям.

Расположение игр, игрушек, атрибутов в группе на уровне не выше вытянутой руки ребенка, шкафчики с дидактическим и игровым материалам открытые.

  1. Соблюдается принцип безопасности развивающей предметно-пространственной среды.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...