Музыкальная предметно-развивающая среда в группах детского сада
статья

Захарова Галина Владимировна

Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть,  экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкальная предметно-развивающая среда
в группах детского сада»

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности, оригинальности, простоты, доступности, а также достаточного количества ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

В музыкальном уголке могут стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, столик, стулья для дидактических игр. Желательно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте.

Следует продумать условия размещения музыкального уголка и его содержание:

1.В первую очередь - безопасность оборудования музыкального уголка для детей, рациональность расположения, подвижность. Музыкальная предметная среда должна соответствовать требованиям ФГОС, Программы,  возрасту ребенка, его росту, чтоб ребенок свободно видел то, что находится в уголке, мог достать рукой.

2. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

3.Должно быть разнообразное оборудование музыкального уголка:

• Музыкальные игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (для создания игровых ситуаций, при которых дети представляют себя музыкантами)

• Детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования:

- с хроматическим, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, и т. д.)

- с фиксированной мелодией (шарманки, органчики)

- с одним фиксированным звуком (дудки, свистульки)

- шумовые инструменты (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д.)

- игрушки-самоделки

• Музыкально-дидактические игры и пособия (нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей, загадки о музыкальных инструментах, фотоальбомы с праздничными мероприятиями, выступлениями детей  и др.)

• Желательно в каждой группе иметь звукоизвлекающее устройство (колонка, муз.центр. телевизор…) и оформить фонотеку  с музыкальным репертуаром (запись детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок …)

4. Обычно на стене возле музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, портреты композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

5.Музыкальный уголок должен быть оформлен с учетом возрастных особенностей детей:

Младшие группы

  • Музыкальная игрушка Ванька – встанька.
  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки.
  • Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан.
  • Неозвученные бутафорские музыкальные инструменты (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
  • Атрибуты к музыкальным подвижным играм.
  • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости).

Средние группы

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка младшей группы используется следующее:

  • Металлофон.
  • Шумовые инструменты для детского оркестра
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню).
  • Фланелеграф или магнитная доска.
  • Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка)

Старшие группы

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

  • Треугольники.
  • Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
  • Иллюстрации по теме: «Времена года»
  • Музыкальные игрушки-самоделки
  • Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
  • Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
  • Музыкальные лесенки пяти ступенчатая и семи ступенчатая.

Подготовительные группы

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка старшей группы используется следующее:

  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
  • Портреты  русских и зарубежных композиторов.
  • Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся  песнях.
  • Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
  • Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты».
  • Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
  • Музыкально-дидактические  игры

Для поддержания постоянного интереса к самостоятельной музыкальной деятельности нужно 1 раз в 2-3 месяца обновлять пособия, вносить новые музыкально-дидактические игры, оборудование и самодельные шумовые инструменты (коробочки с разной высотой звучания, шуршунчики, трещотки, барабанчики и т .д.)

Музыкально-дидактические игры, которые могут находиться в музыкальных уголках:

2-й младшая  и средняя  группы:

музыкально-дидактическая  игра «Угадай-ка»:

Карточки разделены на две части – мама и её детеныш.

У каждого ребенка одна карточка и одна фишка.

Воспитатель поёт в низком регистре «мяу-мяу» (за маму), дети, у которых изображена мама-кошка закрывают ее фишкой, повторяя низкий звук.

Педагог поет в высоком регистре «Га-га-га» (му-му…), дети, у которых изображены эти детеныши закрывают фишкой эти карточки.

Музыкально-дидактическая игра игры для более старшего возраста «Собери музыкальный инструмент и назови его» (по типу пазла)

«Музыкальное лото» - можно с прослушиванием музыки, а можно и без прослушивания, говорить название инструмента, закрывать карточки.

«Ритмическое лото» - сложить ритмические цепочки (песенок, попевок) из листочков, цветочков, бабочек, снежинок и т.д.

С картинками, на которых изображены музыкальные инструменты можно проводить много разнообразных игр «Узнай по описанию», «Назови лишний инструмент» (если определять группы симфонического оркестра), «Какой, какая?» (струнный, духовой, деревянный, медный, клавишный, ударный…) и мн.др. игр.

Используя музыкальные и шумовые инструменты, имеющиеся в музыкальном уголке, уже начиная с 2-х летнего возраста можно использовать очень простой вариант для музицирования – исполнять сказочки-шумелки.

В такой сказке текст озвучивается  так, что после одной - двух фраз у ребёнка есть возможность что-либо изобразить шумом или звуком. Реализация детьми  своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное.

Сказка –шумелка «Курочка Ряба»

Жили-были дед      -    игра на бубне

Да баба    -   игра на металлофоне в высоком регистре

И была у них курочка Ряба – частые удары по треугольнику

Снесла курочка яичко,

 Да не простое                 -  ложки

А золотое                         – один удар колокольчика

Дед бил, бил – не разбил    -   игра на бубне

Баба била, била – не разбила -  игра на металлофоне в высоком регистре

Мышка бежала, хвостиком махнула – частые удары на маракасе

Яичко упало и разбилось – глиссандо на металлофоне сверху  вниз

Плачет дед – игра на бубне

Плачет баба – игра на металлофоне  в  высоком регистре

А курочка кудахчет:

-Не плач, дед     -  размеренные удары по треугольнику

Не плач, баба     - частые удары по треугольнику

Я снесу вам яичко другое

Не золотое…- звон колокольчика

А простое!           - Игра на ложках

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

Создание музыкальной ,предметно развивающей среды в группах детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20359776","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Методическая разработка "Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада"

Организация музыкальной предметно-пространственной среды в группах детского сада Доклад для педсовета декабрь 2017 Цель: познакомить педагогов с созданием и совершенствованием музыкальной развивающе...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

ect;Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим муз...

"СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ"

Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности ...