Проект сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Старшинина Ирина Ивановна

Проект сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека»

 для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_biblioteka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старшинина  Ирина Ивановна  

                                                                      Воспитатель

                 

МБДОУ «Детский сад №1»

 г.о. Самара                  

Проект сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека»

 для детей старшего дошкольного возраста

I. Задачи руководства:

- Формировать у детей  представления о библиотеки.

- Познакомить детей с профессией библиотекарь.

- Закреплять правила поведения в общественном месте.

- Учить детей  самостоятельно развивать сюжет игры, способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов, выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль (библиотекаря, читателя и т.д).

- Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи,  культуру общения.

- Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры.

- Расширять словарь детей: библиотека, библиотекарь, формуляр, абонемент, читальный зал и тд.

- Воспитывать уважения к труду библиотекаря; бережное отношение к книге.

II.Подготовка к игре:

1) план подготовки к  игре « Детская библиотека»

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлений

Обучение игровым действиям

Сентябрь

Изготовление книжек-самоделок, книжек-малюток.

Нарисовать рисунки к сказкам.

Изготовление формуляров.

Изготовление закладок для книг.

Изготовление номерков для гардероба.

Рассматривание иллюстрации «Библиотека».

Просмотр видеоролика о библиотеке.

Беседа «Для чего нужна библиотека»,

«Кто работает в библиотеке».

Встреча с библиотекарем

в группе детского сада.

Экскурсия в библиотеку детского сада.

Попросить родителей посетить с ребёнком детскую библиотеку.

Чтение  С. Маршак

«Книжка про книжку»,

«Как печатали вашу книгу», «Книжная страна» Н.Валуева,

«Библиотека» П.Платонов

Показ игровых действий:

-библиотекарь общается с читателем.

-Упражнять в вежливом обращении к читателю, библиотекарю…

-Учить задавать вопросы, выявляющие желания читателей

- объяснить, как нужно расставлять книги на стеллажах, оформлять выставки, для чего нужен формуляр.

2) Составление плана-сюжета:

Сюжеты

    Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Детская

библиотека

Директор библиотеки

Библиотекарь

(абонемент)

Библиотекарь (читальный зал)

Читатель

Гардеробщик

Бланки заявок, ручка, карандаши, телефон, компьютер

Формуляры,  ручки, книги, журналы, клей,

карандаши,

фломастеры,

компьютер, телефон,

Формуляры, читательские билеты, клей, ручки, книги, журналы, фломастеры, компьютер, телефон.

Номерки для одежды.

Вешалки для одежды.

-Делает заявки на приобретение

новых книг;

-следит за порядком в библиотеке.

-общается с читателями и работниками библиотеки.

-Общается с читателями, отвечает на  их вопросы;

-помогает определиться с выбором книги;             - подбирает и выдаёт необходимую литературу.

-напоминает читателям о бережном  и аккуратном обращении с книгой, возвращать в срок.

-Общается с читателями;

-помогает определиться с выбором книги,   подбирает необходимую литературу.

-Напоминает о правилах поведения в читальном зале.

Общается с работниками библиотеки.

Объясняет, что бы он хотел почитать, какая книга ему нужна.

Называет автора или название  книги.

Принимает от читателя одежду, выдаёт ему номерок.

-Я хотел бы  заказать новые книги.

-Мы рады видеть вас в нашей библиотеке.

-Нравиться ли вам у нас?

-Мы рады видеть вас в нашей библиотеке.

-Какая книга вам нужна?

-Понравилась ли вам книга?

У нас  сегодня новое поступление книг.

-Приходите к нам ещё

- Вы вернули книгу во время. Большое спасибо!

-Мы рады видеть вас в читальном зале.

-Какая книга вам нужна.

-Понравилась ли вам книга?

-Приходите к нам ещё.

- У нас  сегодня новое поступление книг.

Соблюдайте тишину, не мешайте другим читателям.

-Есть ли у вас

сказки…?

-Мне очень понравилась книга.

-Сегодня  я хотел бы почитать детский журнал…

-Возьмите, пожалуйста, номерок. Всего доброго!

Сопутствующие сюжеты

Доставка новых книг

Организация выставки

 (выставка рисунков; творчество детских поэтов и писателей)

Открытие игротеки

Служба доставки

Библиотекарь

Книги, журналы.

Книги, иллюстрации, детские рисунки

Настольные игры, игрушки.

Доставляет книги в библиотеку

-Расставляет книги,

-оформляет выставку,

-презентация новой книги.

Предлагает разнообразные игры.

-Ваш заказ доставлен.

Получите, пожалуйста.

Дорогие читатели, приглашаем вас на выставку

«…»

-Дорогие читатели, приглашаем вас в игротеку.

3) Схема игрового пространства

 

III. Ход игры.

1)Приёмы создания интереса к игре.

Воспитатель читает «зазывалочку» на игру:

Приглашаю детвору.
На веселую игру,

А в какую не скажу

Отгадать вас попрошу.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Снаружи смотришь дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными  (библиотека).

2) Сговор на игру 

-Ребята, я приглашаю вас поиграть в библиотеку? 

-Как вы думаете, что нам нужно для игры?

Правильно, нам нужно открыть библиотеку.

-Какие нужны атрибуты для игры?

Воспитатель достаёт коробочку с атрибутами.

У нас с вами есть атрибуты. Помните, как мы их делали?

-Какие отделы есть в библиотеке?

-Где лучше всего расположить стеллажи с книгами?

-Где будет абонемент? (гардероб,  читальный зал…)

-Кто работает в библиотеке?

Дети сами распределяют роли. В случае затруднения воспитатель предлагает детям распределить роли с помощью жребия или считалки. Считалка не должна быть длинной, чтобы не затянулось, распределение ролей и не пропал интерес к игре.

На пример:

Начинается считалка:

«На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

 А не веришь – выходи!»

Дети сами  договариваются,  как игра начнется, как закончится. Дети самостоятельно выбирают  атрибуты, предметы для своей роли.

3)Приёмы обучения игровым действиям.

Дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, даёт советы, напоминания.

В случае необходимости берёт на себя роль и  включается в игру, показывает игровые действия: курьер службы доставки книг, посетитель пришёл за книгой, новый библиотекарь и тд.

4) Приёмы поддержания и развития игры.

Для  поддержания и развития игры воспитатель вводит новые игровые ситуации: организация  выставки, открытие игротеки и дт. В

Внесение дополнительных атрибутов: новые игры в игротеку, новые журналы.

Введение новых ролей: заведующий библиотекой, мастер пришел починить стеллаж  тд.

5)Приёмы формирования взаимоотношений в игре

В процессе игры воспитатель наблюдает за взаимоотношениями  в игре, поощряет вежливость, взаимопомощь, доброжелательность.

IV. Окончание игры.

(дети договорились заранее об окончании игры)

Заведующий объявляет:

«Уважаемые читатели, библиотека закрывается, пожалуйста, сдайте книги библиотекарю. Мы будем рады вас видеть завтра».

V. Оценка игры

Для оценки игры можно использовать игровой приём «Волшебная палочка».

Какой-то предмет – превращается по общему уговору в волшебную палочку – воспитатель  передает её  по очереди каждому ребёнку, задавая вопрос: «Что понравилось в игре? Какой был библиотекарь? Какими были читатели? Дети отвечают и возвращают «волшебную палочку» воспитателю.

Затем воспитатель переключает внимание детей на другой вид деятельность:

 «Ребята, а сейчас  1,2,3,4,5 собираемся гулять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно- ролевая игра "Морское путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять знания о морских путешествиях, животном мире южных стран;---развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и  диалогическую речь. Формировать положительные взаимоде...

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по ознакомлению с сюжетно-ролевой игрой в режимных моментах детей старшего дошкольного возраста ...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Проект «Классическая музыка в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста

АктуальностьРебёнок растёт и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная...

Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста ...

Разработка авторского проекта с/ р игра « Ветеринарная клиника» для детей старшего дошкольного возраста.

Проектирование — это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и...