Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ
статья

Шубина Надежда Алексеевна

Современная социальная ситуация развития обрела новые черты: высокую скорость информационного обмена, расширение круга социальных связей посредством современных технологий, насыщенность и агрессивность медиасреды. Особенно сейчас, во время пандемии Covid-19, когда большинство предприятий с помощью медиапространства работает удаленно. Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста. Детский сад не является исключением в данном случае. Мы стараемся восполнить пробелы в работе, которая, к сожалению, не может состоятся на площадке детского сада. Поэтому мы, воспитатели, уходим в медиапространство. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью. В своей работе мы используем ИКТ, поэтому по заданным нами ссылкам и заданиям детям легко ориентироваться, а тем более не редки случаи, когда дети сами помогают родителям ориентироваться в медиапространстве. Информационнно-коммуникативные технологии привлекают еще и тем, что позволяют органично соединять элементы других педагогических технологий ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между детьми, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Шубина Надежда Алексеевна

Воспитатель I квалификационной категории

ГБДОУ детский сад общеразвивающего вида №32 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

«Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ»

Современная социальная ситуация развития обрела новые черты: высокую скорость информационного обмена, расширение круга социальных связей посредством современных технологий, насыщенность и агрессивность медиасреды. Особенно сейчас, во время пандемии Covid-19, когда большинство предприятий с помощью медиапространства работает удаленно. Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста. Детский сад не является исключением в данном случае. Мы стараемся восполнить пробелы в работе, которая, к сожалению, не может состоятся на площадке детского сада. Поэтому мы, воспитатели, уходим в медиапространство. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью. В своей работе мы используем ИКТ, поэтому по заданным нами ссылкам и заданиям детям легко ориентироваться, а тем более не редки случаи, когда дети сами помогают родителям ориентироваться в медиапространстве. Информационнно-коммуникативные технологии привлекают еще и тем, что позволяют органично соединять элементы других педагогических технологий ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между детьми, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.

Образовательный процесс сегодня может носить характер субъект-субъектных отношений между воспитателем и ребенком, где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ребенок — субъектом деятельности учения. С появлением интерактивных средств обучения, (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию.

В своей работе педагоги нашего детского сада широко используют игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий. Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать их в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.

Необходимые условия этих игр: наличие «сюрпризности момента», раскрепощение детей, вариативность, интерактивность.

Первые опыты применения медиатехнологий в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ.

  • Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  • Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  • Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Одно из главных условий внедрения современных интерактивных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Все педагоги в нашем детском саду обязательно прошли профессиональные курсы по повышению квалификации «Курс ИКТ "Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе"»

Использование ИКТ позволило нам создать большое количество коммуникативных упражнений, которые мы можем использовать на любом этапе занятия: на этапе актуализации и выявления знаний в процессе предъявления новой учебной информации, на этапе закрепления нового материала. Опять же повторюсь, что на даннй момент это умение очень ценно, так как нет прямого доступа к воспитанникам. Всё общение проходит только через сеть Интернет. Мониторинг учебной деятельности, который мы проводим регулярно, показывает существенный рост степени обученности и качества знаний детей. Отслеживание развития приемов умственной деятельности позволяет сделать вывод, что применение ИКТ на занятиях существенно стимулирует этот процесс.

Дошкольное образование стоит на пороге серьезных перемен: новые технические возможности не только расширяют и трансформируют средства обучения, но и преобразуют методы, формы и виды учебно-познавательной деятельности и характер труда педагога.

Применение информационно-коммуникативных технологий создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения знаний и влияет на повышение качества образования.

Использование ИКТ кардинально расширяет возможности воспитателя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делают занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Сейчас уже не стоит вопрос применять ИКТ или не применять. Конечно же применять. Информационное общество, в период которого мы уже давно вступили, не позволяет игнорировать процесс информатизации, а настоятельно требует включиться в него как можно быстрее. И наше время и настоящий момент показывает, что этот процесс уже вовсю идет. Главное, что бы мы, воспитатели, были готовы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ»

Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста. Информационное общество вопреки консерва...

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это вр...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

Педагогический совет «Использование медиатехнологий в образовательном и воспитательном процессе»

Тема «Использование медиатехнологий в образовательном и воспитательном процессе»Форма проведения: круглый стол.Участники: педагоги ДОУ.Цель:  повышение ИКТ-компетентнос...