Статья "Виды развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Коновалова Анастасия Сергеевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vidy_razvivayushchih_igr_vorobushki.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шаронова Анастасия Геннадьевна,

старший воспитатель

МДОУ «Детский сад «Морозко» п.Приозёрный»

Коновалова Анастасия Сергеевна,

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Морозко» п.Приозёрный»

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации развивающих игр для детей 2 – 4 лет и рассмотрены их разные виды в рамках ПМК «Воробушки» и ПМК «Мозаичный парк». Обучающие задачи этих игр различны – это развитие нравственных и волевых качеств личности, целенаправленного восприятия внешних признаков предметов и активация внимания, памяти, мышления, речи

Ключевые слова. Развивающая игра, развитие, игровой замысел, обучающая задача, игровой материал, игровые правила, игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, игры-соревнования.

Игра – это неотъемлемая часть развития дошкольников. Исследователи, в частности Е.В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, как и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «Уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» - в этом случае ребенок ищет решение сам. Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.

Развивающая игра – это прежде всего настоящая игра. Что же стоит за психологическим понятием «развитие»? Развитие – это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребёнка.

В отличие от спонтанной детской игры, развивающая игра является педагогическим средством, созданным взрослыми для развития какой-либо способности ребёнка, приобретения нового знания, навыка, для формирования нравственно-волевых качеств, коммуникативных способностей, развития речи. Малыш, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится.

Дидактическая, развивающая игра – это полноценная, содержательная для детей деятельность. У каждой игры есть своя цель – для чего это игра создана, на что направлена.

Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный и воспитательный. В обоих случаях цель игры формулируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие у ребенка определённых способностей. Цель игры определяется взрослым, ребёнок, естественно, не подозревает о том, что он чему-то учится.        

Рассмотрим важные составляющие развивающей игры. Игровой замысел – это та игровая ситуация, в которую вводят ребёнка и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях (например, надо что-то найти, выполнить определённые движения, обменяться предметами и т.п.). Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, решение которой напрямую связано с переживанием личного успеха, с ощущением эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же и даёт ему наибольшее удовлетворение. Игровой материал также побуждает к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла. Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды и периодически изменять их, следить за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определённую тематику. И наконец, важной составляющей игры являются игровые правила (правила действия и правила общения). Благодаря правилам дети осознают, каков замысел игры, какие игровые действия им необходимо предпринять.

Развивающие игры содержат всё необходимое для формирования наиболее ценных качеств личности ребёнка. Однако, чтобы эти качества развивались в полной мере, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр.

В ПМК «Воробушки» и ПМК «Мозаичный парк» выделяют четыре вида развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования.

Наиболее ярко развлекательное начало представлено в игра-забавах. Младший дошкольник всегда стремиться к чему-то весёлому, необычному. Положительные эмоции защищают его от умственных перегрузок, такие игры не утомляют детей. Игры-забавы и хороводы являются первыми и самыми простыми играми, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково.

(ФОТО Игра-забава «Раздувайся пузырь!»)

Здесь единые движения, общие игровые интересы усиливают радостные переживания, положительные эмоции. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться в пространстве.

        Вторым видом игр, в которых также преобладает развлекательное начало, являются игры с ролью. Такие игры активизируют и развивают воображение детей, готовят их к творческой самостоятельной игре. Это обстоятельство особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только формируется. Игры с ролью по своему характеру созданы по образу народных игр и несут в себе элементы фольклора. Такие игры удовлетворяют потребность детей в движении, общении, в слушании образного поэтического слова.

Сочетание движений со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, выполнить необходимые действия.

(ФОТО Игра с ролью «Зайка»)

Одно из условий игры с ролью – действовать по очереди, небольшими группами. Таким образом, дети учатся считаться с интересами других людей, делиться с ними ролью в игре. Такие игры готовят к новой форме партнёрства, кладут начало самостоятельности, налаживают дружеские контакты между детьми.

        Так как в играх-забавах и играх с ролью преобладает развлекательное начало, эти игры составляют большинство в начале учебного года. Их обучающая задача является лишь условием реализации игрового замысла. В следующем виде игр – играх-задачах она составляет саму суть игры, её смысл. Игровой замысел в них тесно сопряжён с умственной деятельностью. Решение задачи становится условием игрового общения, средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игровые ситуации разнообразны. Это и составление детского лото, и загадывание загадок, и различные поручения (например, определить и поставить колечко на место).

(ФОТО Игра-задача «Мишкины проказы»)

        Четвёртый вид игр – это соревнования. В них дети сравнивают себя с другими. В сборнике ПМК «Воробушки» и ПМК «Мозаичный парк» таких игр немного. Дело в том, что игры-соревнования могут оказать отрицательное воздействие на неуверенного в себе, робкого, пассивного ребёнка. Кроме того, они могут пробудить конкуренцию, повредить установлению доброжелательной атмосферы в группе, травмировать ребёнка. В предлагаемых играх содержатся лишь элементы соревнования и это подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей.

(ФОТО Игра-соревнование «Пальчик»)

Такая игра развивает целенаправленное внимание и активизирует умственную активность. Основное условие игры-соревнования – соблюдать специальные ограничительные правила (например: пока картинка не названа, пальчик нужно держать у края стола). Соблюдая правила, дети учатся считаться друг с другом, доброжелательно относиться к сверстникам.

        Перечисленные виды игр не только опираются на интересы ребёнка, но и развивают их. Весёлые игры-забавы сменяются ролевыми играми, которые, в свою очередь, готовят детей к участию в играх-задачах. Игры-задачи являются подготовкой к будущей учебной деятельности.

Литература

  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
  2. Игры и игрушки вашего ребёнка: методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, А.Ю. Кремлёва и др. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. – 112 с.
  3. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020. – 192 с.
  4. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Особенности развивающих игр и их условия.Сборник развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста....

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей младшего дошкольного возраста на развитие слухового внимания,, развития речи, мышления, восприятия, воображения....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Цикл психолого-педагогических развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста «Поиграй-ка»

развивающие занятия для детей младшего докшольного возраста с использованием метода песочной терапииИгры с песком  - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть ...

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

1.Введение2.Особенности развивающих игр и их условия3.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.4.Заключение5.Список литературы6.Приложение...

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

Развивающие игры играют важную роль в жизни  малышей.Особое внимание педагоги и родители должны уделять этим играм для малышей....

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...