Традиции группы как эффективные условия социально-эмоционального развития.
консультация

Семечкова Наталья Николаевна

Групповые традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена данной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_gruppy_kak_effektivnye_usloviya_sotsialno.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 присмотра и оздоровления г.Мончегорска

Традиции группы как эффективные условия социально-эмоционального развития.

                                                                                                                                                                                                                  Воспитатель: Семечкова Н.Н.

Январь 2022 г.

Основой создания, укрепления и развития группы дошкольников является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: игра, познание, общественно полезная работа, бытовой труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования группы. На всех стадиях развития группы возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Групповые традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена данной группы.

И в первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

1. Безусловное принятие каждого ребенка, его сильных и слабых сторон.

 2. Беспристрастность в оценке поступков воспитанников.

3. Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

4. Диалогичность в общении с детьми.

5. Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

6. Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с воспитанниками.

7. Исключение значимости своего настроения в общении с детьми

В группе воспитатели сами организовывают замечательные традиции, которые очень важны в укреплении дружеских отношений и оказании помощи в воспитании детей.

Примерный перечень традиций:

«Утро доброй улыбки». Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение.

 

 «Календарь настроения». Цель: способствовать развитию добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроения людей, готовность правильно реагировать на эмоциональное состояние взрослых и сверстников.

 

«Семейная мастерская». Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких.

 

«Участие детей в конкурсах различного уровня» Цель: показать свои творческие способности, повысить уровень самооценки, сближение детей и родителей.Хочу такой сайт

 

«Отмечаем день рождения». Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

Например: с детьми проводится традиционная хороводная игра «Каравай»; поются  песенки  для мальчика или для девочки. Каждый ребенок группы высказывает имениннику поздравления и пожелания.

 

«Умелые ручки»

Изготовление подарков к празднику, выполнение  коллективных работ своими руками. Эта традиция помогает осознавать ребенку собственную значимость, устанавливает в группе благоприятный климат, развивает творческие навыки.

Изготовление подарков для близких и родных людей: Новый год, 23 февраля, 8 Марта, день Победы, день семьи и др.

 

«Чтение художественной литературы перед дневным сном»

Цель:  снятие психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей. 

  «Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

«Вечерний круг»

Цель: обсуждение добрых поступков, совершённых за день

«Чистая пятница».

Цель: Воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде. 

 «Календарь жизни группы» отражает планируемые взрослыми и детьми мероприятия (в старшей группе – на неделю, в подготовительной – на месяц). С помощью условных обозначений отмечаются интересные, важные для детей даты (дни рождения, праздники), предполагаемые экскурсии, встречи, крупные хозяйственные дела (генеральная уборка группы, постройка горки и пр.)

Неделя экскурсий».

Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.

Можно организовать семейную библиотеку современной литературы, в которой есть книги на любой вкус и на любой возраст! Книги можно брать домой, читать их, играть с ними – и это абсолютно безвозмездно! Устроить литературные викторины, конкурсы, отмечаем дни рождения писателей

«Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним.

«Организация творческих мероприятий»

Организация музыкальных концертов, литературных вечеров, художественных творческих мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).

Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому, традиции необходимы в жизнедеятельности детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в условиях группы».

Выбор форм и методов работы по формированию у детей адаптивных способов реагирования на тревожущую их ситуацию является одним из показателей педагогического мастерства воспиателя. Создание предметно-р...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Консультация для родителей воспитанников средней группы на тему: "Условия успешного речевого развития вашего ребёнка"

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."

 В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...

“Нетрадиционные техники аппликации – как эффективное средство социально-эмоционального и художественно-эстетического развития детей группы с ЗПР”

ldquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питаетисточник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...