Презентация на тему "Знакомство с творчеством П.И. Чайковского"
презентация к уроку (старшая группа)

Красавцева Марина Сергеевна

Эта презентация включает в себя не только знакомство с великим русским композитором, но и возможность погрузиться в волшебный мир музыки и окунуться во время самого композитора. В конце презентации детей ждёт сюрпризный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_chaykovskim_v_starsh.gr_.docx19.75 КБ
Файл chaykovskiy.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с творчеством П.И. Чайковского

Дети заходят в зал на фоне музыки П. И. Чайковского «Сладкая греза»Музыкальный руководитель встречает детей.

Дети рассаживаются на стульчики.

Муз. рук. Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

Дети называют композитора П. И. Чайковского

Муз. рук. А кто же он по профессии?

Дети. Композитор.

А все знают кто такой композитор?

Муз. рук. Правильно! Это человек, который сочиняет музыку.

Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.

Дети рассказывают о композиторе все, что знают.

Муз. рук.  П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. А сегодня мы познакомимся с некоторыми  музыкальными пьесами из его «Детского альбома».

- Но прежде, я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».

Вам интересно узнать больше о великом композиторе?

Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.

Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)

Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.

Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.

Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»

Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.

А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию.  В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.

- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? (Дети называют)

Муз. рук. (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)

- А теперь обратите внимание, что у нас на экране?

Дети. «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Муз. рук. Посмотрите ребята в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.

Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:

Они в коробочке лежат, но если их достать,

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,

Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)

(показ иллюстрации деревянных солдатиков)

Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.

(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)

«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

(дети маршируют и затем садятся.)

Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,

у куклы повязка на голове.

Кукла заболела, на бочок легла.

Дали ей конфетку – кукла не взяла,

«Сами виноваты» - доктор говорит

«У нее животик от конфет болит»

- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)

- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.

«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»

- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?

- Какая музыка по характеру?

- Что вы услышали в музыке

(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)

- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)

Тихо, тихо, тишина,

кукла бедная больна,

просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

и она поправится.

- Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.

«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»

(слова и музыка Л. Абелян Журнал «Музыкальный руководитель» №2-2004г).

(посадить куклу на стульчик)

- Ну вот, куколка и поправилась

(муз. рук. снимает повязку с головы куклы)

Стук в дверь

- Кто-то к нам в гости пришел.

(муз. рук. вносит других кукол)

- Вот и новые куклы пришли.

А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»

- Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет?

Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.

(муз. рук. предлагает всем девочкам взять кукол)

«НОВАЯ КУКЛА»

- Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку

П. И. Чайковского.

Тихо, тихо сядем рядом -

входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

разноцветном, голубом.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой,

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

(К. Ибряев)

- Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется «Сладкая греза». Греза - это мечта.

Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка. Сидите спокойно и что-нибудь себе представляйте, можно слушать, закрыв глаза, и мечтать. Потом мне расскажите, о чем хорошем вы мечтали

«СЛАДКАЯ ГРЕЗА»

- Помечтали? Теперь расскажите, о чем же вы мечтали?

- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.

«БАБА – ЯГА»

- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?

(дети высказывают свои предположения)

(муз. рук. вновь предлагает представить себе сказочного героя)

(Звучит начало пьесы, забегает Баба-Яга и начинает прыгать и скакать.)

Баба- Яга: Это моя музыка! Я под нее танцую!

Музыкальный руководитель: Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать и подумать. Прискакала сюда. Раскричалась «Моя музыка, моя музыка (передразнивает)

- Ребята, ну вы догадались, чья это музыка? Как называется?

Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»

Музыкальный руководитель: Бабка-Яга, а ты другую музыку послушай. Ее также как и твою, написал П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.

Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?

Баба- Яга: Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!

Музыкальный руководитель: А вот это мы сейчас посмотрим!

Мальчики, приглашайте девочек на вальс и Б. Ягу тоже, пусть поучится вальс танцевать.

«ВАЛЬС»

(Дети танцуют вальс, Баба-Яга с ними)

Баба-Яга: Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?

(Дети говорят фамилию композитора)

Баба Яга: Спасибо. Пойду в лес с Лешим вальс танцевать

(доходит до двери, останавливается.)

- Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?

(Идет и повторяет) ЧайковскийЧайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания.

Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.

- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?

- Какая музыка у П. И. Чайковского(красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.

- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?

- А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?

На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с творчеством П.И ЧАЙКОВСКОГО Презентацию составил музыкальный руководитель Красавцева М.С ГБДОУ № 49 пушкинского района г.Санкт-Петербурга 2022г.

Слайд 2

Цель: П ознакомить детей с творчеством П . И. Чайковского и его фортепианным циклом « Детский альбом ». Задачи: Дать целостное представление о цикле пьес П. И. Чайковского. Развивать образное мышление представляя что может выражать музыка. Способствовать формированию интереса к музыке П.И. Чайковского. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. Развивать слуховое внимание и память . Способствовать познавательной активности. Прививать любовь к прекрасной русской музыке.

Слайд 4

Пётр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.)

Слайд 5

Сборник был написан в мае 1878 года. Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил любимому племяннику Володе Давыдову. В ту пору мальчику было шесть лет. На заглавном листе значилось: «Детски альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

Слайд 6

….люди ездили не в машинах, а на лошадях или в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях…

Слайд 8

Музыкальная консерватория

Слайд 9

Д ирижёр Дирижер – это музыкант, который управляет оркестром или хором. Этой профессии необходимо учиться. Он управляет жестами, мимикой. У него в руках дирижерская палочка.

Слайд 10

«Детский альбом» - уникальный цикл, одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребенка — и одновременно одно из наиболее глубоких сочинений Чайковского, в котором параллельно развиваются два «сюжета». Первый из них — явный, очевидный. Он отражает день ребенка. Второй, скрытый, символизирует жизнь человека.

Слайд 11

Они в коробочке лежат, но если их достать, Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать! И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики, Кто скажет, как мы их зовем? “ Марш оловянных солдатиков ”

Слайд 12

Кукла заболела, на бочок легла. Дали ей конфетку – кукла не взяла, «Сами виноваты» - доктор говорит «У нее животик от конфет болит» “ Болезнь куклы ”

Слайд 13

Тихо, тихо сядем рядом - входит музыка в наш дом В удивительном наряде, разноцветном, голубом. И раздвинутся вдруг стены, Вся земля видна вокруг. Пляшут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. В даль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой, Это музыка торопит И зовет нас за собой. “ Новая кукла ”

Слайд 14

Согласно сюжетной линии цикла, день, насыщенный разными занятиями ребёнка, подходит к своему завершению. Теперь можно расслабиться, лечь в уютную кроватку и помечтать, а затем погрузиться в волшебные сновидения. Нежная, убаюкивающая пьеса «Сладкая грёза», сочинённая композитором в жанре романсовой лирики, передаёт такое приятное, расслабленное состояние детской души. “ Сладкая грёза ”

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского

Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....

Конспекты занятий по ознакомлению с творчеством П.И. Чайковского

          Конспект занятий по слушанию музыки  П.И.ЧайковскогоМузыкального руководителяДОУ № 62 Красносельского района Санкт – ПетербургаКарелина Я.Н....

Сценарий занятия по творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом"

Занятие знакомит с произведениями из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Широко представлены методы и приемы для понимания ребенком эмоционально-образного содержания произведений....

Презентация "Музыкально-образовательный проект по творчество Петра Ильича Чайковского"

Презентация "Музыкально-образовательный проект по творчество Петра Ильича Чайковского"...

Презентация : Область художественно-эстетического развития НОД в старшей группе "Творчество Петра Ильича Чайковского"

Презентация : Область художественно-эстетического развития  НОД  в старшей группе  "Творчество Петра Ильича Чайковского"https://cloud.mail.ru/public/CXQ1/Mg8RYtmcC...

презентация творчество П.И.Чайковского

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского...

Презентация на тему: "Творчество П.И. Чайковского"

Творчество П.И. Чайковского. Презентация для детей старшего дошкольного возраста....