Консультация «Обучение пересказу и рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО».
консультация (средняя группа)

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_aprel_2022_ryzhova.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад № 7 «Сказка».

Консультация «Обучение пересказу и рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО».

Воспитатель: Рыжова А. М.

2022г.

Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного образования.

Дошкольное детство- период, когда особое внимание должно уделяться развитию связной речи у детей. Правильно организованный литературный пересказ и рассказ по картине оказывают неоценимое влияние на развитие речевых навыков дошкольников.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

  • Формат (демонстрационные и раздаточные);
  • Тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);
  • Содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);
  • Характер (реальное, символическое, фантастическое, юмористическое изображение);
  • Функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознании окружающей среды и т.д.).

Общие требования к организации работы с картиной:

  • Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
  • При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  • Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
  • После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две - три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
  • Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  • Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием мыслительного приема.
  • Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.

Требования к организации занятий по пересказу:

1.   Чёткая организация занятия, планирование хода занятия, вопросов, подготовка используемых пособий картинок, тщательная подготовительная работа и внимание к каждому ребёнку, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

2.   Произведение читается всей группе, беседа проводится со всей группой. Начинать пересказ лучше поручить тому, кто это хорошо делает.

3.   Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5- 7 детей)

Схема обучения пересказу:

  • Выбор текстов для пересказа
  • Подготовительная работа
  • Непосредственное обучение пересказу
  1.  Требования к тексту для пересказа:

-  Небольшой объём произведения.

- Разнообразие жанров (рассказ, описание, народная и авторская сказка).

-  Доступность содержания для детей данного возраста.

- Четкая композиция.

- Простота сюжета Доступный, простой, но богатый язык.

- Высокая художественность текста.

- Высокая нравственность содержания- произведение должно учить чему-то полезному, развивать положительные черты личности (доброту, отзывчивость).

2. Подготовительная работа:

- Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа.

- Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме.

- Наблюдения в природе, окружающей жизни.

- Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию темы и рассказа.

- Подготовка оборудования к занятию.

- Заучивание потешек, пословиц, чистоговорок, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа.

  1. Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приёмы.
  • Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Цель- целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми (возможно чтение на занятии или заранее)
  1. Второе чтение с установкой на запоминание
  • Беседа по содержанию. Цель- усвоение содержания. Вопросы тщательно планируются заранее (репродуктивные, поисковые, проблемные)
  • Приёмы работы над текстом произведения:

- рассматривание иллюстраций, картинок;

- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картин;

- придумывание недостающей и дополнительной картинки к рассказу;

- выделение из текста фраз к каждой картинке;

- выделение, выборочное чтение отдельных фрагментов, выразительных средств, сравнений, повторов, прямой речи героев;

- лексико- грамматические упражнения по тексту:

            * называние слов- действий, признаков предметов;

            * подбор новых признаков;

            * замена слов синонимами (скажи то же самое другим словом).

*подбор слов- антонимов («Скажи наоборот»);

- обсуждение составленных предложений, обсуждение наиболее удачных вариантов.

Виды рассказывания по картине:

Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий.

Описание сюжетной картины это описание изображенной на картине ситуации, не входящей за пределы содержания картины.

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Структура занятия:

  1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
  2. Часть – основная (10-20 минут), где используются разные методы и приёмы.
  3. Часть – итог занятия, где проводится анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приёмы:

  1. Вопросы (проблемные вопросы).
  2. Образец педагога.
  3. Частичный образец педагога.
  4. Совместное рассказывание.
  5. План рассказа.
  6. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа.
  7. Составление рассказа подгруппами.
  8. Оценка детских монологов.

Этапы обучения рассказыванию по картине.

Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут ещё дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития годности и ясности речи. Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных).

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется приём сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину. Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что…

В средней группе дается образец для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», - говорит педагог, т.е в этом возрасте е требуется отступления от образца. Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастет активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, её жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? - обращается к детям воспитатель.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. В старшей и подготовительной группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более точное высказывание.

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС».

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Новые технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО

Использование инновационных технологий в коррекционно -логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способство...

Особенности развития звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Звуковая культура речи является составной частью общей ре...