Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бородич Наталья Анатольевна

Трудовое воспитание – это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование у воспитанников общетрудовых навыков и умений исполнять элементарные трудовые поручения, формирование психологической готовности к труду, развитие качеств трудолюбия, ответственности и уважения трудовой деятельности, осознание значимости и важности труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание – это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование у воспитанников общетрудовых навыков и умений исполнять элементарные трудовые поручения, формирование психологической готовности к труду, развитие качеств трудолюбия, ответственности и уважения трудовой деятельности, осознание значимости и важности труда.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования трудовое воспитание – выделено как одно из важных направлений, так как именно на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. 

Основной целью трудового воспитания в дошкольном детстве является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

Задачи по возрастам:

1 младшая группа:

поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.

2 младшая группа:

Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда. Побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения.

Средняя группа:

Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы (ухаживать за комнатными растениями, поливать их, расчищать снег, подкармливать зимующих птиц и пр.). Продолжать воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивать значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

Старший дошкольный возраст:

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию. Поощрять желание выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения; фиксировать необходимые данные в календаре природы — время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений; подбирать книги, соответствующие тематике наблюдений и занятий, и т. д.).

Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы.

Воспитывать уважение к результатам труда и творчества сверстников.

Прививать детям чувство благодарности и уважения к людям за их труд.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Решение задач по трудовому воспитанию в дошкольном образовании начинается с младшего возраста.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены во ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей.

Основой планирования воспитательных мероприятий по трудовому воспитанию выступает «Календарь жизни ДОУ», являющийся составной частью Основной образовательной программы ДО.

Ожидаемыми результатами на этапе завершения раннего возраста являются такие показатели как:

- ребёнок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявлять самостоятельность в бытовом поведении;

- стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого.

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в рамках трудового воспитания являются следующие показатели:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Деятельность по трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях представлена следующими направлениями:

  • Работа с педагогами
  • Работа с воспитанниками
  • Работа с родителями
  • Социальное партнёрство и сетевое взаимодействие.

Трудовое воспитание с дошкольниками осуществляется через следующие виды труда:

  • Самообслуживание - это труд, направленный на обслуживание самого себя.
  • Хозяйственно-бытовой труд. В его специфике четко выражена общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.
  • Труд в природе.

Новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.

  • Ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость и представлен в 2-х направлениях:

1) дети сами изготавливают поделки;

2) дети учатся украшать своими изделиями группу, участок.

  • Умственный труд. Этот вид труда выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой вид деятельности.

Формами организации трудовой деятельности выступают:

- поручения

- дежурства

- коллективный труд

В дошкольном учреждении применяются 2 группы методов и приёмов трудового воспитания:

Первая группа направлена на формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Это: решение логических задач, отгадывание загадок; приучение к размышлению, эвристические беседы; беседы на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание картин и иллюстраций, их обсуждение, рассказывание по ним; просмотр видеофильмов; задачи на решение коммуникативных ситуаций; придумывание сказок.

- Вторая группа направлена на создание у детей практического опыта трудовой деятельности. Это приучение к положительным формам общественного поведения; показ действий; примеры взрослых и детей; целенаправленное наблюдение; организация интересной общественной деятельности; разыгрывание коммуникативных ситуаций.

Говоря о практике работы по достижению целей и задач трудового воспитания хочется выделить наиболее эффективные формы, которые стали традиционными для нашего учреждения. Это:

  • реализация муниципальных практик в части обновления содержания социально-коммуникативного компонента, в том числе в направлении ранней профориентации дошкольников:

1) Так, наши педагоги и воспитанники приняли участие в I муниципальном конкурсе среди детей дошкольного возраста по ранней профориентации «ПрофиКидс». (Результат участия – 1 место).

2) В III открытом познавательно-игровом марафоне «Детский мир – современное образовательное пространство» педагогическим коллективом была представлена игровая площадка «Больница»;

3) Для наполнения информационно-образовательного ресурса «ПРОЕКТОРИЯ для самых маленьких» педагогами разработаны материалы по ознакомлению с профессиями: учитель, повар, художник.

  • Следующая эффективная форма - экскурсии на предприятия и встречи с людьми разных профессий, в ходе которых происходит воспитание ценностного отношения и уважения к труду взрослых и его результатам, прививается чувство благодарности за их труд.

(так, например, неизгладимое впечатления на детей оказывают экскурсии в пожарную часть, обзорные тематические экскурсии по городу, швейную мастерскую).

  • Еще одной формой выступает трудовой десант и тематические субботники.

Участие в этих мероприятиях способствует воспитанию у детей трудолюбия, развитию желания участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремлению быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

(Это, конечно же, Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна», экологический субботники в парке пионеров, обустройство и озеленение участка детского сада, обустройство снежных построек на участке в рамках Фестиваля городской среды «Выходи гулять» и т.д.).

  • Отметим совместные мастерские и коллективное творческое дело.

Эти формы работы способствуют воспитанию культуры трудовой деятельности, бережному отношению к материалам и инструментам, ценностному отношению к собственному труду. Данная деятельность позволяет поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы, воспитывает уважение к результатам труда и творчества сверстников, желание участвовать в совместной трудовой деятельности и радоваться результатам коллективного труда.

(Например, при реализации муниципальной практики и работы по подготовке участка к летнему оздоровительному периоду наш детский сад ежегодно принимает участие в конкурсе «Лучший участок детского сада», за что неоднократно отмечен дипломами победителей.

Это и функционирование мастерской «Умелые руки», и участие в выставке «Вторая жизнь ненужных вещей», тематические мастер-классы со всеми участниками образовательных отношений).

  • Актуальной формой является и проектная деятельность.

Содержание таких Педагогических проектов как: природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята», «Все работы хороши…», «Путешествие в космос», «Откуда пришёл хлеб?» и многие другие формируют позитивные установки к различным видам труда и творчества; воспитывают ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, способствуют самостоятельной реализации в различных видах труда и творчества.

Работая над данной темой, конечно же, встречаются определённые трудности, так как некоторые родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации в социуме, более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей детей.

Поэтому мы стараемся использовать наиболее эффективные формы работы, поскольку, включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по трудовому воспитанию дошкольников....

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Статья о трудовом воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

                                      Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...