«Содержание уголков экспериментальной деятельности»
консультация

«Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_pedagogov_0.docx110.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «Содержание уголков экспериментальной деятельности».

Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

приобретают способность сами ставить во-

просы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел

                                                  К.Е.Тимирязев

   

     На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

   Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.  (область познание)

   Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.(4 слайд)

   В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 2) место для приборов

 Место для хранения материалов (природного, "бросового")

 3) место для проведения опытов

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) (слайд 5,6)

    Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». (СЛАЙД 7)

Основным оборудованием в уголке являются: 

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования : 

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

   В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”. Китайская пословица гласит “Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму” . (слайд 17)

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 2) место для приборов

 Место для хранения материалов (природного, "бросового")

 3) место для проведения опытов

 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический         

Компонент оборудования        

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".         

- Песок, глина;

 - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

 - материалы для игр с мыльной пеной,

 красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

 Простейшие приборы и приспособления:

 - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

 - семена бобов, фасоли, гороха        

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 -  персонажи, наделанные определенными чертами

 ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены

 (средний дошкольный возраст)

Компонент дидактический        

Компонент оборудования        

Компонент стимулирующий

- книги познавательного характера для среднего возраста;

 - тематические альбомы;

 - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

 "Бумага", "Пуговицы"

 - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)        

- Песок, глина;

 - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

 - материалы для игр с мыльной пеной,

 красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).

 - семена бобов, фасоли, гороха

 - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 Простейшие приборы и приспособления:

 - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

 - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 -  персонажи, наделанные определенными чертами

 ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический        

Компонент оборудования        

Компонент стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

 - серии картин с изображением природных сообществ;

 - книги познавательного характера, атласы;

 - тематические альбомы;

 - коллекции

 - мини-музей (тематика различна, например

 "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".        

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ;

 - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

 - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

 - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

 - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

 - сито, воронки

 - половинки мыльниц, формы для льда

 -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

 - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки         

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

 - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

 - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

 -  персонажи, наделанные определенными чертами

 ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.  

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

   Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются: 

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

   Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются: 

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ».

   На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследоват...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

    Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей п...

"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Содержание уголка экспериментальной деятельности в старшей группе.

Содержание уголка экспериментальной деятельности....

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной ...

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мы...

«Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. (область «...