План самообразования по театрализованной деятельности старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

план самообразования по театралиованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность в условиях ДОУ».

(2020 – 2021 г.г.)







Выполнил: Захарова Наталья Геннадьевна

Должность: воспитатель










С. Линда

2019 г.

Когда начата работа над темой    -  01.09.2020 г.

Когда предлагается закончить      -   25.05.2021 г.

 Цель: Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

  -воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

-развитие эмоций;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

   Познавательное развитие:

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

-наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

   Речевое развитие:

-содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

   Художественно-эстетическое развитие:

-приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

-развитие воображения;

-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

-создание выразительного художественного образа;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

   Физическое развитие:

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

-выразительность исполнения основных видов движений;

-развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Задачи личностного роста педагога:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.

2.Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

3.Подобрать и разработать картотеки пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, театрализованных игр, этюдов, сценарии сказок.

4.Распространение материала на уровне ДОУ,  в интернете.

5.Разработать и реализовать план-программу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

6.Организовать работу по драматизации сказок, придумывания собственных сказок.

7.Подбор литературных произведений для театрализованных игр.

8.Привлечь родителей в создании разных театров, атрибутов, декораций своими руками.

9.Обобщить опыт работы по данной теме.

Методы и приемы:

1.  Вербальные: Чтение художественной литературы, объяснение, беседа по содержанию произведения.

2.  Наглядные: Рассматривание иллюстраций, фотографии, просмотр мультфильмов и фильмов.

3.  Ситуативно-игровые методы: Игровые ситуации, проблемные ситуации.

Ожидаемый результат:

1. Формируются  коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.

2.Развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.

3. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

4. Расширятся представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

5.Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

6.Дети овладеют способами передачи различных чувств, образов сказочных персонажей характерными движениями, используя мимику, жест, интонацию;

7. Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

8.Дети будут владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Актуальность темы самообразования.

Направленность данного вида деятельности определяется потребностями педагогики в осмыслении повседневной реальности дошкольного детства в контексте перманентной социальной неустроенности, перенасыщенного и разноречивого информационного поля, что порождает массовые психологические состояния напряженности, тревоги, неуверенности. Особенно важно в этой ситуации определить возможности воспитания, не претендующего на исправление природы ребенка, но стремящегося, говоря словами Л.С.Выготского, к «овладению естественным процессом», в котором «человек как определенный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью».

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.

Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Таким образом, научная значимость избранной нами темы определяется актуальностью изучения возможностей педагогического влияния (границ, требований, условий) на изначально естественное, протекающее в русле стихийной социализации и выражающееся в театральной деятельности, развитие творческих способностей старших дошкольников.

Такое обобщенное понимание проблемы соответствует тенденциям развития психолого-педагогического знания в области творческих способностей и значения театрализации.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

                               План по самообразованию на 2020– 2021 г.

1. Подготовительный этап.

«Что такое театр?» (Для чего нужны занятия театральной деятельностью?):


-определение темы, цели и задач, содержания работы, прогнозирование результата;

-изучение научно–методической литературы по данной проблеме;

- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития творческих способностей, их умений и навыков;

-создание условий для реализации работы по теме самообразования: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры, создание сборников пальчиковых игр и игр для развития актерских способностей.

составление перспективного плана работы.

 

Октябрь

2. Знакомство

Вызвать интерес к театрализован-ной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Игра «Радио»

Дидактические игры и упражнения.


Консультация для родителей по теме «Что такое театр».

3.Мир театра

Знакомство с понятием театр, видами театров.

Знакомство с театральными профессиями.

Изучение летской художественной литературы по жанрам.

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседы о театре:

«История театра», «Что такое театр».

Просмотр презентации на тему: «Театр».

Рассматривание сюжетных картинок.


Создать литературный уголок.

Ряженье в костюмы.

Игра «Измени голос».

Хоровод-игра «Мышки на лугу».

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Утренние лучи».

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Умей обождать».

Изготовление афиш по сказкам.

Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка».

 

Ноябрь

4. Музыка осени

Познакомить  детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

«Выразительное движение». Игровые упражнения.

Игра – импровизация «Листочки в саду».

Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс».

5. Наш богатый урожай.

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

Работа над пантомимикой, речевым дыханием.

Изготовление персонажей сказки репка в технике оригами.

Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. Беседа по содержанию.


Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова

Дидактические игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу", "Давай поговорим". «Испорченный телефон».

Подвижные игры на развитие воображения и раскрепощенности: "Передай позу", "Что мы делали, не скажем" и др.


Инсценировка сказки «Репка».


Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности на развитие ребёнка».

6.Осенние посиделки

Развитие жестов и пластики рук.

Работа над пантомимикой, речевым дыханием.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Музыкальная игра на развитие жестов «Кто как танцует?». Упражнение на развитие пластики рук «Ловлю комариков».


Разучивание стихов, песен, загадок, чтение сказок.

«Язык жестов».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Отгадывание загадок.

 Инсценировка «Мышка - норушка».

Хороводная игра «Огород у нас хорош».

Декабрь

7. В гостях усказки

Работа над чувством ритма.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Знакомство со сказкой «Сорока-белобока» Т.Кирсановой.

Работа над движениями героев сказки «Сорока-Белобока».

Памятка родителям «Как читать детям дома».

Изготовление костюмов и декораций совместно с родителями.

Выставка рисунков «Мы в театре».

8. В гостях усказки

Вовлечь детей в  сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Васька», «Мыши».


 Игры и упражнения: «Диктор»,

 «Изобрази героя».


«Колобок – колючий бок».

Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

 Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

9. Колобок-Колючий бок.

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

Драматизация сказки

«Колобок – колючий бок».

Январь

10. Наша дружба

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

 Игра «Скажи о друге ласковое слово».

11. Если с другом вышел в путь.

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику.

Развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи, работать над формированием правильной, четкой речи.

Занятие «Путешествие в сказку»  с элементами театрализации сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.

Упражнение на развитие внимания: «Давайте потанцуем» Н.Сорокиной. Упражнение на выражение эмоций: «Девочки и мальчики» Н.Сорокиной

12.Все мы делим пополам

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Распределение ролей в сказке «Сорока-Белобока» (окончание). Работа с подгруппой детей по ролям.

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Спор животных.


Выставка работ фотогазеты «Мы и театр».


Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья».

 Музыкально-ритмическая композиция

 «Все мы делим пополам».

13.Лучшие друзья

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Побуждать детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Подготовка и драматизация сказки

 «Лучшие друзья».

Сочиняем сказку сами.

Февраль

14. Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Работа над чувствами и эмоциями.

Игра «Что я умею».

 Чтение стихотворения Б.Заходера

«Вот как я умею».

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Изготовление театра совместно с родителями.

Д/и «Эмоции», «Моё настроение».

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

15.Играеи в театр

Музыкальное оформление сказки «Сорока-Белобока». Познакомить детей с новым словом - декорация, а также с театральными профессиями костюмера и гримера. Упражнения-превращения «Деревянные и тряпичные куклы», «Лисичка подслушивает». Упражнение на интонационную выразительность «Курочка и Петушок» С.Насауленко.

Упражнение на развитие дикции: скороговорка «Вез корабль карамель».

Учить детей композиционному построению сцены. Разыграть диалоги в сказке «Сорока-Белобока». Развивать мимику, жесты, умение интонационно выразить обиду, радость, удивление. Подводить детей к самостоятельному показу сказки.

Театральные этюды по рассказу К. Ушинского «Играющие собаки».


Работа над выразительным исполнением ролей в сказке «Сорока-Белобока». Подбор и примерка костюмов героев.

Подготовка с детьми афиши спектакля.

Инсценировка сказки «Сорока-Белобока».

Роль ведущего исполняет взрослый (МР), остальные роли - дети. На спектакль приглашаются дети средней группы, родители, сотрудники учреждения.

16.Страна воображения.

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

 «Ковер-самолет»,

«Давайте потанцуем».

17.Наше настроение

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

 «Чуть-чуть грустно»,

«Курица с цыплятами»,

«Гусь».

Март

18. Веселые артисты

Закрепить впечатления детей от постановки сказки «Сорока-Белобока». Способствовать развитию творческого мышления и воображения:

Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестом:

а) упражнение «Представьте, что вы - художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини сказку»; в) на развитие пластики - «У оленя дом большой».


Консультация для родителей на тему «Эмоции и их роль в жизни ребёнка».


1)мимические этюды «Ем лимон», «Тепло — холодно»;

2)на выразительность жеста: «Артисты пантомимы».

19.Шуточные этюды

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

Игра «Ай, дили, дили.»

Разминка для голоса «И-го-го!»

Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

20. Добрые слова

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

Чтение стихотворения «Добрые слова».

 Игра « Назови вежливое слово».

 Музыкально-ритмическая композиция

«Если добрый ты».

«Волшебная дверь».

Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора - дрова», «Маша шла, шла, шла», «Шла Саша по шоссе».

21.Музыкальное путешествие

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

Музыкально-ритмические композиции

 «Веселые путешественники»,

 «Разноцветная игра».

Апрель

22. Домашние любимцы

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

 «Кто сказал «мяу»?

 Пантомимическая игра

«Угадай, кого покажу».

23. Мой щенок

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

 «Угадай, кого встретил щенок?»

24. Кто сказал мяу?

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

 Драматизация сказки

«Кто сказал «мяу»?

25. Весенний дождь

Порадовать детей,  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Игра  «Дождливо - солнечно».

Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра  «Цветочный вальс».

26. Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

Загадки по сказке.

 Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

 Игра «Узнай, кто попросился под грибок».

27. Пойми меня

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Игра-имитация «Пойми меня».

 Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

Заключительная пляска.

28. Под грибком

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при  публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

 « Под грибом».

Май

29. По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий за год.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Итоговое занятие.

Драматизация сказок по желанию детей.

Мониторинг детей.

Анкетирование родителей.

Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Тетрализованные игры и этюды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план театрализованной деятельности старшей группы.

План помогает планировать работу в течении года...

Перспективный план по театрализованной деятельности старшей группы

план помогает планировать работу с детьми в течении года...

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность» старшая группа

План – программа «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность»...

План по самообразованию на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» старшая группа

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...

Перспективный поэтапно - творческий план работы по театрализованной деятельности (Старшая группа, 1 квартал)

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиСтаршая группа (1 квартал)  ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средствафор...

План самообразования Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что свя...