Консультация для воспитателей Значение игр в системе эколого-педагогической работы с дошкольниками
методическая разработка

Адарченко Наталья Анатольевна

Материал  знакомит с классификацией игр по экологии, напоминает методику  обучения детей дидактическим играм по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Тацинский д/с «Колокольчик»

Консультация для воспитателей

Значение  игр в системе эколого-педагогической работы с дошкольниками

Адарченко Н А старший воспитатель

Май 2022год

Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как хозяйственная деятельность людей влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, и даже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

Проблема воспитания экологической культуры человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения нашего общего дома – Земли. Именно поэтому так актуально экологическое воспитание дошкольников

Одним из важнейших практических методов экологического образования детей и её основных форм необходимо рассматривать игру. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.

Каково же значение экологических игр для развития ребенка?

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе:

  • Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы Земли.
  • Играя животными или ухаживая за растениями, дошкольники знакомятся с многообразием и неповторимостью животного и растительного мира, подмечают особенности жизни и поведения, а так же сравнивают мир человека и мир природы, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
  • Узнавая об особенностях жизни живых существ в разное время года, ребенок учится сопереживать, проявлять доброту, оказывать посильную помощь.
  • Наблюдая за объектами природы, в частности цветущими растениями, кустарниками или деревьями, дошкольники учатся восхищаться красотой цветов, чувствуют их аромат, ощущают упругость веток, шероховатость коры. Все это способствует развитию эмоций и эстетических чувств.
  • С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется гуманно-ценностное отношение к природе.
  • Через игру ребенок узнает правила взаимодействия с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы.

Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
  • Игры на ознакомление с явлениями природы;
  • Игры на формирование нравственного отношения к природе.

Классификация экологических игр:

  • ролевые;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • дидактические;
  • игры-путешествия.
         Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры — формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).
         Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической

деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).
     Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
    В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»;  «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания);  «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Дидактические игры экологического содержания

о многообразии и разнообразии       для развития эстетического

природных объектов                              восприятия природы

- о взаимосвязи в природе                   для формирования нравственно-

                                                               оценочного опыта поведения

                                                               в природе

- о человеке как части природы

- о культуре поведения в природе

 

Однако для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

  • В младшем дошкольном возрасте на первом этапе воспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно правило. Правило это должно быть несложным. В процессе повторения игры сообщается дополнительное правило. На втором этапе воспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры, тем не менее он направляет игру, следит за выполнением детьми правил, помогает им. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо усвоены, дети играют самостоятельно. Воспитатель только наблюдает за действиями детей со стороны.
  • Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, методика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная. Перед началом игры воспитатель рассказывает детям ее содержание, вычленяя при этом 1 — 2 наиболее важных правила. Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей и по ходу игры еще раз проговаривает пра-вила, показывает игровые действия, говорит о дополнительных правилах. Это первый этап обучения дидактической игре. На втором этапе дети уже играют самостоятельно. Воспитатель со стороны наблюдает за ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации. Когда интерес к игре у детей пропадает, воспитатель может предложить детям новый ее вариант.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.

Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Значение беседы в работе с дошкольниками»

Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно - образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является бе...

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в организации работы с дошкольниками"...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники изо деятельности в работе с дошкольниками».

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. В нем расскрывается понятие "нетрадиционное рисование". Приведены примеры различных нетрадициооных техник в рисовании....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

       Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от р...

Консультация для воспитателей «Интерактивная доска: требования безопасности к работе с дошкольниками» февраль 2021

Смартфоны и планшеты стали привычными игрушками современных детей. Без таких технических средств теперь сложно вовлечь детей в образовательную деятельность. Воспитатели это понимают и стараются не отс...

2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»

2020 Консультация для воспитателей на тему:«Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушение речи»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Методический материал знакомит педагогов с малыми фольклорными формами , их применением на практике.Предлагает  литературу , которую можно почитать детям разных возрастов....