ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКСПЕРИМЕНТЫ»
рабочая программа

Зандакова Милана Расуловна

Данная программа  носит опытно-экспериментальную  и познавательно-исследовательскую направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naurasha_eksperimenty.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

РАСМОТРЕННА:

На заседании Педагогического совета

Протокол №

От «___»______________г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

_________Г.В. Морозова

Приказ№____ от «____»________г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «ЭКСПЕРИМЕНТЫ»

Составитель:

Педагог- психолог

Первой квалификационной категории

Зандакова М.Р

Покачи

2021

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………… 3

Актуальность   ……………………………………………………………………3

Цели………………………………………………………………………………  4

Задачи…………………...……………………………………………………….   4

Срок реализации………………………..…………………………………………5

Ожидаемые результаты………………………………………………………….. 5

Календарно тематический план………………………………………………… 6

Использованная литература…………………………………………………… 13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа  носит опытно-экспериментальную  и познавательно-исследовательскую направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях. 

Программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, экологических инсценировок, лабораторной, исследовательской и трудовой деятельности. Материал конкретизирован для занятий в средней, старшей и подготовительных группах .

Актуальность. Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию.Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяева «Наураша в стране Наурандии» и охватывает познавательное развитие детей с 4 до 7 лет.

Отличительные особенности: особенностью программы является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

Педагогическая целесообразность: эффективным для познавательно-исследовательского  развития детей являетсятехнология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:

  • датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
  • набор вспомогательных предметов для измерений;
  • сопутствующая компьютерная программа;
  • брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

Цель программы: формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Задачи:

Образовательные (обучающие):

  • формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  • способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности, пульсе и магнитном поле.

Развивающие:

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям;

Воспитательные:

  • воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемые результаты: работа по программе позволит:

  • повысить уровень дошкольной готовности детей;
  • развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;
  • приобрести ряд познавательных умений и навыков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во занятий

Содержание

Методическое обеспечение

Вводное занятие.

.

1

Создать благоприятную атмосферу и установить доброжелательные отношения с детьми. Объяснить такие понятия, как «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор.

«Что такое опыт»

1

Проведение опытов на выбор детей для ознакомления с основными правилами проведения опытов и техники безопасности при работе с лабораторией.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия», ноутбук, мультимедийный проектор.

«Такая волшебная вода»

1

Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии.

Кипение, замерзание испарение воды.

1

Расширять представления у детей о свойствах воды (вода может находиться в разных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном). Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: состояние воды зависит от температуры. Воспитывать познавательный интерес.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, действующая модель термометра, картинки с изображением воды в разном состоянии.

«Что такое термометр»

1

Познакомить детей с принципом работы термометра, его многообразием. Показать многообразие используемых термометров (водный, уличный, медицинский, датчик температур цифровой лаборатории). Развивать умение измерять температуру. Воспитывать познавательный интерес.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, 2 ведёрка с водой (холодная и горячая), «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка.

«Воздух видимый и невидимый»

1

Уточнять представления детей о том, что воздух – реально существующий газ; познакомить детей со способами обнаружения воздуха; развивать любознательность, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности.

Воздушные шарики, пустые бутылочки, веера, пластиковые ёмкости с водой, пластиковые стаканы, пластиковые тарелки с водой – по числу детей.

«Почему изменился воздух»

1

Дать детям представление о том, что воздух обладает свойством менять температуру. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура воздуха зависит от продолжительности воздействия тепла. Воспитывать познавательный интерес.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, мультимедийный проектор, схема «Дыхательная система человека».

«На солнышке тепло»

1

Дать детям представление о том, что солнце является источником тепла, нагревает объекты неживой природы. Развивать умение действовать по алгоритму, фиксировать результат и формулировать вывод. Воспитывать познавательный интерес.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочки с глиной, песком, землёй, камнями, стаканчик с водой, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, план-схема участка.

«Ближе – теплее»

1

Дать представление о времени суток, смене дня и ночи. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: температура нагревания предметов зависит от расстояния до источника тепла. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам по команде.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»: лаборатория «Температура», ноутбук, тарелочка с тёмными камнями, настольная лампа, песочные часы, «Блокноты исследователей», карандаши, алгоритм выполнения опыта, глобус.

«Почему пищал Мишутка?»

1

Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи:

зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты.

«Где живёт эхо?»

(1, С. 81)

1

Показать детям на опыте, как возникает эхо. Воспитывать познавательную активность.

Пустая стеклянная 3-х литровая банка, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

«Что такое сила?»

1

Познакомить детей с физическим понятием «сила». Закрепить умение детей решать проблемную ситуацию по алгоритму. Познакомить детей с датчиком силы и с правилами работы. Продолжать

Развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи: движение предметов зависит от примененной к ним силы. Воспитывать познавательную активность.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи.

«Что такое вес?»

1

Познакомить детей с понятием «вес предмета». Учить сравнивать вес  с помощью приборов. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик силы, игрушечные машинки, шарики или мячи.

«Батарейка»

1

Познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно – следственныесвязи.Закреплятьправилабезопасногопользованиядатчикомэлектричествацифровойлаборатории.Воспитыватьпознавательнуюактивность.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком.

«Откуда ток в батарейке? Динамо-машина.»

1

Познакомить детей с понятиями «электрический ток», «напряжение». Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством. Учить измерять напряжение.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, «Блокноты исследователей», карандаши, карточки со знаками «+», «-», пустая емкость, батарейки разной величины, картинки с электроприборами, с фонариком.

«Электро-плоды»

1

Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственныесвязи.Закреплятьправилабезопасногопользованиядатчикомэлектричеста

Цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак «молния», лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта.

«Как мы чувствуем вкус?»

1

Рассказать об органах чувств человека, в частности о языке как органе, отвечающем за восприятие вкуса.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода.

«Что происходит с кислотой?»

1

Учить детей делать сравнительные измерения. Развивать умение детей устанавливать причинно –следственные связи.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», соки: апельсиновый, яблочный, лимонный. Вода, сладкая газированная вода.

«Обобщающее занятие»

2

Закрепление ранее изученного материала. Коррекция дальнейших тем. Выявление интересов детей. Проведение опытов на выбор детей.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

«Что такое пульс?»

1

Познакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца.

«Когда сердце бьётся чаще»

1

Познакомить детей с органами кровообращения. Учить измерять пульс человека. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик пульса, фонендоскоп, рисунок строения сердца.

«Два магнита»

1

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты.

«Земля – это магнит»

1

Познакомить детей с понятиями «магнитное поле Земли», «магнитные и немагнитные материалы», учить измерять поле различных магнитов. Показать на примере взаимодействие магнитов

Два магнита. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», кольцевые магниты, компас, медная и стальная пластины.

«Почему всё падает на землю»

1

Объяснить детям, что Земля обладает силой притяжения.

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики.

«Тянем-потянем»

1

Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкиеметаллическиепредметы.

Итоговое занятие

4

Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

Использованная литература

  1. Марудова,Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование/ Е. В. Марудова.– СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 128 с.
  2. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева.  – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  3. Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/под науч. ред. И. В. Руденко. –Тольятти, 2015.–87с.
  4. Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. –М. : издательство «Ювента», 2015.–76с. : ил.
  5. О.В.Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...