Игровой тренинг для воспитателей "Формула хорошего настроения"
методическая разработка

Шишлова Татьяна Викторовна

 Игровой тренинг  « Формула хорошего настроения»

  Профессия педагога является  сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, Педагогам необходимо настраивать себя на позитивное взаимодействие с разными категориями людей. А гармонизироватьсвой внутренний мир это всегда важный аспект в профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Игровой тренинг  « Формула хорошего настроения»

  Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность , усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

Причины возникновения СЭВ у педагогов:
• ограниченность времени для реализации поставленных целей
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов
• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива  и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:
• Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагогов; 
• Создание условий для групповой сплоченности;
• Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
• Снятие эмоционального напряжения;
• Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.
План тренинга:
 Лекция о понятии и фазах синдрома эмоционального выгорания
1. Упражнение «Комплимент»
2. Упражнение «Ведро мусора»
3. Упражнение «Лужайка позитивных качеств»

4.Упражнение «Источник»

5.Рефлексия.


Упражнение «Комплимент»

Цель:  сплочение коллектива

 Предложить педагогам  разделиться на 2 команды

 1 команды делает внешний круг

2. внутренний круг.

 Внутренний круг перемещается одного человека к другому, а внешний делает комплемент, потом   круги меняются местами.

Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

 Упражнение «Волшебная клумба».

 Цель: Снятие негативных эмоций.
– Давайте все вместе создадим волшебную клумбу. Для начала, нам нужно посадить травку, на которой будет расти волшебный цветок. Её я предлагаю вам сделать из ладошек зеленого цвета, ведь зеленый цвет – это цвет природы, цвет самой жизни. Наши ладошки будут тянуться вверх, и поддерживать наши цветы. А знаете, почему наши цветы будут волшебными? 
Волшебные они потому, что слова  на  его лепестках означает различные качества людей. А качества бывают разные: хорошие, добрые и не очень.…  но мы будем писать только положительные . Только доброта и внимание открытость и честность помогать справится  в сложных ситуациях.

Упражнение «Источник»
Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. 
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. 
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. 
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой. 
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. 
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.
Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ. 
 Предложить педагогам кто хочет может рассказать о своих ощушениях.

Рефлексия

Предложить педагогам выбрать смайлик хорошего настроения и поделиться впечатлениями от тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Хорошее настроение»

Мы с детства знаем, что смеяться и очень приятно, и очень полезно. Смех – это мощный антидепрессант, благодаря ему вырабатывается большое количество гормонов счастья – эндорфинов. Когда мы...

Психологический тренинг для педагогов "Хорошее настроение-шаг к успеху!"

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания...

Экоархитектор. Проект благоустройства игровой площадки старшей группы «Хорошее настроение»

Для поддержки детской инициативы, принятия детьми решений, выражении своих чувств и эмоций мы стали проводить «Круглый стол – СОВЕТ», на котором дети и взрослые обмениваются информац...

Тренинг для педагогов "Хорошее настроение-шаг к здоровью!"

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.Задачи: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;      ...

Тренинг для воспитателей "Хорошее настроение - залог успеха"

Настроением называется более или менее устойчивое,  довольно продолжительное эмоциональное состояние человека. Однако перепады настроения сильно влияют на качество нашей жизни. Хорошее настроение...

Игровой тренинг для педагогов «Новогоднее настроение»

Цель: сплочение группы; развивать умение общаться с коллегами; научить обращать внимание на распределение своей психической энергии; вырабатывать такие качества, как позитивное отношение к жизни, расш...

Тренинг для педагогов "Хорошее настроение-это просто!"

Тренинг для поднятия настроение, может использоваться педагогом- психологом для разминки....