ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
опыты и эксперименты

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opytno-eks-deya-t_wecompress.com_.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Сухомлинский В. Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах: Познавательное занятие или часть занятия; Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты); Наблюдение, труд в уголке и на участке; Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность); Развлечения.

Слайд 3

Весь процесс обучения и воспитания в детском саду № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это основные задачи нашего детского сада. В течении 2021-2022 учебного года педагоги детского сада работают в направлении опытно-экспериментальной деятельности во время проведения ООД, на прогулках, тематических досугах, мотивируют к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория, проводятся различные мероприятия: викторины, выставки, квесты, видео-уроки. По результатам диагностических исследований за 2021-2022 учебный год, было выявлено, что 70% воспитанников детского сада имеют высокие показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Слайд 4

Для выявления уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. были использованы следующие диагностические методики: Методика « Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) Цель: выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности; Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова) Цель: выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования; Методика «Радости и огорчения» (Н.В. Ковалева) Методика помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников; Диагностическое задание «Игровое упражнение «Да- Нет» ( Л.А. Венгер) Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Слайд 5

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью за 2021-2022 учебный год

Слайд 6

Для повышения уровня показателя овладения детьми экспериментальной деятельностью в детском саду созданы необходимые условия для развития познавательной активности и исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования: Материально-техническая база. Групповые комнаты обеспечены всей необходимой мебелью для реализации экспериментальной деятельности, оборудованы тематические зоны для проведения экспериментов, оснащены детские лаборатории ( микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и т.д.)

Слайд 7

2. Кабинет для опытно-экспериментальной деятельности « STEAM- лаборатория». В специально оборудованном помещении проводятся различные виды занятий по экспериментированию:

Слайд 8

3. Информационные ресурсы. В детском саду создан и постоянно пополняется банк данных для совершенствования практических навыков педагогов и специалистов детского сада, а так же для повышения уровня знаний среди родителей (законных представителей воспитанников) по организации опытно-экспериментальной деятельности детей. 4. Проведение интегрированных ООД с элементами экспериментальной деятельности. Виды занятий по экспериментированию: Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.). Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной. Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Слайд 9

Игры-эксперименты. Эксперимент Игра-эксперимент «Волшебница вода». Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов. Игра-эксперимент «Как растения пьют воду» Задачи: ознакомить детей со строениями растений, функциями частей растений, выявить причину потребности растений в воде, сформировать понимание процесса как растения пьют воду.

Слайд 10

Моделирование Опытно-экспериментальная деятельность со всеми участниками образовательного процесса «Космос в банке» Задачи: формирование навыков самостоятельной опытно- экспериментальной деятельности; расширение знания и представления детей о космосе; развивать познавательные и творческие способности. Опытно-экспериментальная деятельность «Полярное сияние» Задачи: узнать, что такое Северное сияние, причины его появления; узнать, как и когда появляется Северное сияние, отчего зависят его краски; провести опыты получения «Северного сияния» в домашних условиях.

Слайд 11

Опыт Опыт «Вода и масло» - старший дошкольный возраст. Задачи: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность; познакомить со свойствами подсолнечного масла; содействовать формированию у детей представлений о плотности воды и подсолнечного масла, и что с ними происходить при смешивании. Опыт «Удивительный песок». Задачи: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка; уточнить знания о том, что песок не живая природа; показать значение его в жизни человека.

Слайд 12

Одним из обобщающих мероприятий стала квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по планете счастья». В гости к детям с Луны прилетел необычный гость — Лунтик, у которого Пиявка украла лунный камень, разбила его на части, и разбросала по континентам на планете счастья. С помощью карты-подсказки дети совершали путешествие по континентам, где на каждом пункте остановки их встречал необычный герой, который передавал им части камня взамен на помощь, которая заключалась в опытно-экспериментальной деятельности. Континент Евразия. На данном континенте ребят встретил символ России - Матрешка. Матрешка провела с детьми эксперимент, в ходе которого дети выяснили, что в зависимости от того какое количество воды налито в бокал, зависит чистота звука, издаваемого при ударе по нему. Ребята смогли не только узнать о волшебном искусстве игры на бокалах с водой, но и самостоятельно сыграть простейшие мелодии.

Слайд 13

Вторым этапом стал континент «Африка». Детей встретила Египетская принцесса, которая никак не могла решить в каком грунте ей выращивать ботанический сад: в глине или песке? Что бы помочь принцессе, ребятам пришлось провести эксперимент и узнать, что быстрее пропускает воду и в каком грунте растения будут получать больше влаги. Ребята прекрасно справились с заданием и за это, принцесса указала им место где они нашли часть потерянного лунного камня.

Слайд 14

Далее дети отправились на континент «Антарктида», где повстречались с пингвином. Пингвин никак не мог поймать рыбу, так как вокруг очень темно. Пингвин предложил ребятам помочь ему вызвать полярное сияние и пообещал в замен отдать часть лунного камня. Ребята отлично справились с заданием и получили обещанную награду.

Слайд 15

Следующим пунктом остановки стал континент «Северная Америка». На континенте ребят встретила девушка из племени «ТИКАКА». Девушка рассказала, что по приданию племени ТИКАКА, именно сегодня в полнолуние, если вызвать извержение вулкана, то год будет плодородным и мирным. Ребята решили помочь девушке и вызвать извержение вулкана, а за помощь она укажет им место, где искать потерянную часть лунного камня. Ребята справились с заданием и девушка-индеец направила их в пещеру, где поет музыка, пообещав, что именно там они найдут лунный камень.

Слайд 16

С помощью карты ребята добрались до музыкальной пещеры. В пещере дети сложили все недостающие осколки лунного камня вместе и смогли насладиться удивительной красотой и сияющим блеском камня. За то, что ребята помогли собрать камень, Лунтик подарил им свой волшебный лунный танец.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...