Формирование коллективизма у детей дошкольного возраста.
статья

Зорина Наталья Владимировна

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается на основе симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kollektivizma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

Формирование коллективизма у детей дошкольного возраста.

Автор:

Зорина Наталья Владимировна-

воспитатель

     Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает как можно больше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе.

     Формирование детского коллектива - длительный и сложный процесс. Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

    Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается на основе симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.

     У меня, как у воспитателя, стояла задача организовать общение детей,  помочь наладить взаимоотношения, основанные на симпатии, поощрять и поддерживать проявления доброжелательности по отношению друг к другу. Этому способствовало выполнение общего задания с общественно значимым мотивом. Каждый ребенок чувствовал себя участником жизни всей группы; периодически выполняя поручения и обязанности, имеющие значение для всех. Дети учились соотносить свои желания с желаниями других ребят.

     Изо дня в день учила детей совместной деятельности, вызывая у них радость от самого ее процесса, удовлетворение от полученных результатов: «Вот как красиво и чисто стало в нашей групповой комнате! Это потому, что все дружно работали!» В воспитании у детей товарищеских отношений помогали такие литературные произведения, как басня «Лебедь, рак да щука» И. Крылова, «Два товарища» Л. Толстого, «На льдине» Б. Житкова, «Песенка друзей» С. Михалкова и др.

     Так же сплочению детского коллектива способствовали развлечения и утренники в детском саду, совместная подготовка к ним и нетерпеливое ожидание. А активное участие работников детского сада в проведении праздников создавало у них ощущение того, что детский сад - это единая, дружная семья взрослых и детей.

     Формирование детского коллектива в нашей группе проходило ряд этапов:

  • В начале, это были небольшие по численности объединения детей, возникающие в связи с общей деятельностью. Эти объединения были очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадались.
  • Позже эти объединения стали более устойчивыми. Дети уже проявляли больше самостоятельности, росло число участников объединения. Выдвигались более сложные цели совместной деятельности - игровой, трудовой.
  • Сейчас дети сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение друг друга. Появляется осознание себя, как части, общего, как члена коллектива.

     На сегодняшний день у детей  нашей группы достаточно хорошо сформированы представления о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями. Дети по своей инициативе приходят на помощь друг другу.

     У ребят появляются привязанность, чувство симпатии, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.

     Считаю, что сейчас в нашей группе сплочённый, дружный  детский коллектив.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста»

Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления. Внедрение в работу социо-игровой техноло...

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

О формировании психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается процесс   формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации....

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....