Конспект занятия "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

  • Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов:
  • развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • формировать интерес к исследовательской деятельности;
  • закрепить правила безопасности при проведении опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей группе «Свойства воды»

Цель:

создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

  • расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов:
  • развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • формировать интерес к исследовательской деятельности;
  • закрепить правила безопасности при проведении опытов

Материал и оборудование: халат, фартуки, коробочка, картинки, подносы, стаканы, ложки, мисочки, соль, сахар песок, обычный песок, молоко, салфетки, вода, кристаллики разноцветные, маленькие бутылки, пробирка, колба, геометрические фигуры.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды

Ход занятия:

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

За руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

        Доброе утро ребята, доброе утро наши гости! Я желаю дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления.

        Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в маленькую научную лабораторию. Как вы думаете кто работает в лабораториях? Что делают в лаборатории? (Ответы детей.)

В лаборатории проводят различные опыты, исследуют вещества.

        Хотите быть исследователями? Надевайте фартуки.

К исследованиям вы готовы, а что мы с вами будем исследовать?

Сюрпризный момент: Я принесла волшебный футляр, в котором находится какой-то предмет. Чтобы узнать, что же в футляре находится, надо сыграть в игру, которая называется «Да -нет». Правила игры такие: вы будете по очереди задавать мне вопросы, а я буду на них отвечать. Но вопросы должны быть такими, чтобы я могла ответить только да или нет. Попробуем? Например: то, что лежит в футляре – интересное? (да)

Дети задают вопросы:

— Это еда? (нет)

- У этого есть цвет? (нет)

— Это нужно для машин? (да)

- То, что лежит, оно нужно для всех? (да)

— Это мороженое? (нет)

— Это игрушка? (нет)

Чтобы немножко вам помочь, я прочту небольшое стихотворение

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без нее нам не прожить!

- О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей).

Ребята, а для чего нам нужна вода? (Ответы детей: чтобы пить, чтобы готовить еду, чтобы не заболеть). Вода нужна только людям?

Ребята, тут еще загадки для вас.

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем! (Дождь)

Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю. (Пар)

С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град)

«Дыма» просто океан. Над землёй стоит… (Туман)

Посмотрели мы в окошко:

Где деревья? Где дорожка?

Воздух стал, как молоко,

Заблудиться в нём легко.

Всё похоже на обман…

А виной тому… (Туман)

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!  (Лед)

        Ребята, а как мы можем назвать дождь, снег, облака, град, туман, лед одним словом?

Ответы детей.

        Правильно, ребята, это вода.

        И так, теперь мы готовы раскрывать секреты воды. Мы с вами будем изучать некоторые свойства воды.

        Только для начала запомним правила безопасности (на каждом столе находятся схемы правил)

        Вспомним правила безопасности:

  • аккуратно пользоваться ёмкостью для воды;
  • не толкать соседа;
  • уметь слушать друг друга;
  • каждый высказывает своё мнение

Опыт № 1 «Вода прозрачная, бесцветная»

        Перед детьми стоит два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком -нет? Почему? Вывод: Вода прозрачная. Ребята, подумайте, что бы было, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочные реки с кисельными берегами?         Могли бы рыбы и другие подводные животные там выжить? Конечно же нет, потому что и животным, и растениям нужен солнечный свет. А загрязненная, непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи и все погибает. Поэтому нельзя загрязнять водоемы.

Опыт № 2 «У воды нет запаха»

        Ребята, когда мама дома готовит вкусный обед, вкусные пироги, вы чувствуете запах? А теперь понюхайте воду. Дети нюхают воду. Чем пахнет вода? (Совсем не пахнет). Что можно сделать, чтобы у воды появился запах? Да, если добавить в воду фруктовые соки, ароматизаторы, то у воды появляется запах. Вода из водопроводного крана тоже может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Опыт № 3 «Вода – это жидкость»

        Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Дети аккуратно переливают воду в пустой стакан. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Почему воду называют жидкостью? Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

ФИЗМИНУТКА

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту)

Опыт № 4 «Вода не имеет формы»

Опыт № 5 «Вода - растворитель»

        На столе 3 стаканчика. В первый стакан дети положите ложку обычного песка, во второй- ложку сахарного песка. Что получается? В каком из стаканчиков песок растворился? Давайте в третий стакан положим ложку соли. Что теперь произошло? Ребята, вы ведь дома очень часто размешиваете сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям бы пришлось пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он в воде? Что бы было, если бы туда положили не обычный песок, а сахарный песок?

Опыт № 6 «Лед – это тоже вода»

        Ребята, зная, как вам нравится играть с кристалликами, вчера я их купила еще. По дороге домой я их уронила, а сегодня, когда шла на работу нашла. Но беда в том, что они замерзли. И я не знаю, как их оттуда достать. Может вы мне подскажете? Опыт № 4 «Вода - растворитель»

        На столе 3 стаканчика. В первый стакан дети положите ложку обычного песка, во второй- ложку сахарного песка. Что получается? В каком из стаканчиков песок растворился? Давайте в третий стакан положим ложку соли. Что теперь произошло? Ребята, вы ведь дома очень часто размешиваете сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям бы пришлось пить несладкий чай. В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он в воде? Что бы было, если бы туда положили не обычный песок, а сахарный песок?

Опыт № 5 «Вода не имеет формы»

Опыт № 6 «Лед – это тоже вода»

        Ребята, зная, как вам нравится играть с кристалликами, вчера я их купила еще. По дороге домой я их уронила, а сегодня, когда шла на работу нашла. Но беда в том, что они замерзли. И я не знаю, как их оттуда достать. Может вы мне подскажете?

Фокус с булавкой

Фокус с бутылками

Бумажные цветочки

        Ребята, изучили ее свойства, мы сегодня узнали о ее пользе. Скажите пожалуйста, что нового и интересного вы сегодня узнали? Что понравилось? Может у вас остались еще вопросы? Что нужно делать, чтобы беречь воду? (Ответы детей).

        Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. Я вам дарю вот такие эмблемы, чтобы вы не забывали, что нужно беречь каждую капельку воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...