Понятие «модель», виды моделей, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.
консультация

Татьяна Ивановна Беляева

Данное понятие довольно обширное, имеет несколько трактовок, объяснений. Однако, существует то, которое больше других используется в практике дошкольных образовательных учреждений. «Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы». 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие «модель», виды моделей, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное понятие довольно обширное, имеет несколько трактовок, объяснений. Однако, существует то, которое больше других используется в практике дошкольных образовательных учреждений. «Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы».

Именно моделирование и демонстрация моделей, по мнению доктора педагогических наук С. Н. Николаевой является самым эффективной методикой для формирования представлений о животном мире. Моделью, по мнению специалиста, является предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели, в свою очередь, определяется как моделирующая деятельность.

Блестящий деятель науки Полина Григорьевна Саморукова выделяет такие виды моделей:

  1. Предметные модели. С их помощью можно воспроизвести конструктивные особенности, пропорции и взаимосвязь частей изучаемых объектов. В реальности это можно продемонстрировать на примере аквариумов с рыбами или клеток с искусственными норами для кроликов. Аквариум, как и клетка с норой, играет роль экосистемы, дети видят в миниатюре жизнь рыб или зверей.  Моделями также могут являться рыбки с заводным механизмом в том же аквариуме, поскольку они формируют у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
  2. Предметно-схематичные модели. Они направлены на представление существенных признаков, взаимосвязей и отношений в виде предметов-макетов. В качестве демонстрации выступают предметы-макеты со своими существенными признаками, связями и отношениями. Очень важно закреплять и систематизировать знания во время использования предметно-схематических моделей. Они должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц. Это требуется, чтобы изучаемый материал зафиксировался максимально доступно, запомнился надолго на основе логических связей. Так как на занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный, то предметно-схематические модели - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Классификация моделей может быть такой:

- по характеру моделирования;

- по внешнему виду;

- по месту расположения;

- по способу использования;

На практике это выглядит следующим образом: педагог показывает, как маскируются животные. Он берет картон одного цвета и фигурки различных животных. Когда цвет животного и картона совпадает, то животное становится незаметным. Это и есть пример предметно-схематической модели - модель-макет, в данном случае объяснялась «мимикрия».

  1. Графические модели. С помощью них условно и обобщенно передают признаки живых организмов и их связь с природными явлениями. Демонстрация графической модели – календари погоды. Такой предмет часто используется в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Педагог вместе с детьми ежедневно отмечает в календаре, какая погода в данный момент, какие природные явления дети заметили и прочее.

Демонстрируя модели, педагог учит ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними. Благодаря этому, обеспечивается более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.