Проект в средней группе "Куклы обереги"
проект (средняя группа)

Майгова Ольга Валерьевна

Тип проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

 

Актуальность.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

                                     

Проблема:

Проект «Кукла оберег» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

 

Цель проекта:Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной куклой – оберегом.

Задачи проекта:

Познакомить с историей возникновения народной куклы;

Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;

Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;

Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;

Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

 

 

Ожидаемые результаты:

повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;

дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukly_oberegi.docx855.44 КБ

Предварительный просмотр:

МА ДОУ«Детский сад №8 «Полянка»

Яшкинского муниципального округа»

Проект

«Куклы - обереги»

Средняя группа

https://myslide.ru/documents_7/bb73243d24f95c8b48ac720f95089cca/img0.jpg

               Составитель: Майгова О.В.

Яшкино

Тип проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

Актуальность.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

        

Проблема: 

Проект «Кукла оберег» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

Цель проекта:Формировать у дошкольников уважение к культуре и обычаям своего народа через ознакомление с традиционной народной куклой – оберегом.

Задачи проекта:

Познакомить с историей возникновения народной куклы;

Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;

Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;

Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;

Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

 

Ожидаемые результаты:

повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;

дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;

1 этап – подготовительный

1. Подборка методического и дидактического материала.

2. Подборка художественной литературы.

3. Оформление консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.

4. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.

5. Привлечение родителей к реализации проекта.

2 этап – познавательно – практический (основной)

Познавательное развитие

Цель:  формирование у детей элементарного представления о кукле – обереге.

          НОД «Куклы – обереги»

Презентация «Народная тряпичная кукла»

Конструирование

Цель: обучить технике изготовления куклы-оберега из лоскутков ткани.

         «Птичка – Радоница»

«Зайчик на пальчик»

Речевое развитие

Цель: обогащение словаря детей (кукла-оберег).

Беседа «История возникновения народной куклы»

Беседа «Виды кукол»

          Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»

Чтение художественной литературы

Цель: развитие интереса к художественной литературе.

 сказка «Василиса Премудрая» или «Матушкина кукла»

сказка «Крупеничка»;        

 сказка «Десятиручка»;

    стихи Г. Заславская, Л. Рубальская, М. Пожарова «Тряпичная кукла»

    рассказ И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно ролевые игры

Цель: закрепление умений детей играть в коллективные игры.

«Семья»

«Дочки матери»

Дидактические игры

Цель: закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения.

«Составь картинку»        

«Кто ты куколка моя?»

          «Узнай по описанию»

 «Угадай на ощупь, что внутри куклы»

Художественно-эстетическое развитие

Цель: формирование у детей эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

Рисование: «Кукла - оберег»

Аппликация: «Украсим кукле фартук»

Лепка: «Кукла в сарафане»

        

Физическое развитие

Цель: знакомство детей с народными играми.

Подвижные игры: «Ручеек»«Карусель», «Гори, гори, ясно»

Работа с родителями

Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Мудрые игрушки наших предков» 

Мастер – класс с родителями по изготовлению куклы - Купавки        

Привлечение родителей к изготовлению куклы оберега для мини - музея

3 этап – заключительный

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды,

освоена технология выполнения куклы-оберега,

оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги».

Результаты проекта:

Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.

Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Зайчик на пальчик» «Птичка» с детьми.

Изготовление тряпичных кукол родителями для мини - музея.

Проведен мастер- класс для родителей изготовление куклы- оберега «Кувадки»


Результатом проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.

        

Приложение

           Просмотр презентации                               Рассматривание иллюстраций

  F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220310_161311.jpgF:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220311_093947.jpg

Рисование «Куклы – обереги»

F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220311_092015.jpg     F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220311_093022.jpg

Аппликация «Фартук для куклы»          Лепка «Кукла в сарафане»

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220316_172548.jpg                    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220316_142823.jpg

Изготовление птички

F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220305_100422.jpg     F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220311_114141.jpg

Изготоление зайчика на пальчик

F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220310_163937.jpg              F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220311_113134.jpg

F:\ПРОЕКТ обереги\куклы об\IMG_20220310_165013_1.jpg

Работа с родителями

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220316_172415.jpg                        C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220316_170305.jpg

C:\Users\Петрович\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20220321_170301.jpg

МА ДОУ«Детский сад №8 «Полянка»

Яшкинского муниципального округа»

 

«Народная   кукла   как   средство   приобщения  ребенка  

к   народной   культуре »

Консультация   для   родителей

https://i.pinimg.com/originals/58/85/3a/58853ae5a42df64f334a1f1ab1c1588a.jpg

Составитель: Майгова О.В

Яшкино

     Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает  народная  игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

       Всем известен  народный  обычай дарить детям  куклы . В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

    Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

     Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия... В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По  народным  поверьям,  кукла  с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

     Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

     Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки: «Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

     Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная  кукла  воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной  народной   куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала.  Куклы  будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная  кукла  не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая  кукла  как человек:

единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

     Плохо, если нет  кукол, сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная  кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети.

      Мы убеждены, в настоящее время традиционная  народная  игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной  культуре  и своей земле

МА ДОУ«Детский сад №8 «Полянка»

Яшкинского муниципального округа»

«Мудрые игрушки

наших предков»

Консультация для родителей

https://cf.ppt-online.org/files/slide/z/ZsuCDXag4wcRTy0pmxztjFOIdb3GYqSkoVMP6E/slide-10.jpg

Составитель: Майгова О.В.

Яшкино

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

Игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Люльку младенца украшали подвесками из лоскутков, которые колыхались и приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его. Погремушки из бересты наполняли горохом и другими семенами. Они приглушено гремели, шуршали, не раздражая слух малыша. Все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны", то могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. К звуку в игрушке относились с большим вниманием. Ритмичные движения игрушки находились в полной гармонии с ее звуковыми повторами. Самым ярким примером такой игрушки является деревянная неваляшка, чье звучание напоминает детям ласковую колыбельную песню, а покачивание - убаюкивание младенца.

Как только малыш делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство, а учившись ходить, малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. «Он следовал по пятам покорно воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так каталка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно». Кони у наших предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, в виде глиняных свистулек.

Еще одно животное, которому поклонялись наши предки, — это медведь. Медведь считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных героев. Игрушечный медведь — символ мужской силы и доброты.

Кроме развлечения игрушки служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Девочки играли в тряпичных кукол, кукол из соломы. Такую куклу бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Когда ребенок проживает свое детство, играя, он растет, развивается и взрослеет успешно. Эмоционально благополучная, «дружественная» игровая среда - хорошее подспорье в воспитании малыша. Само рождение народной игрушки подобно таинству, потому что никто не знает, как именно она появилась впервые.

Среди старинных игрушек нет никчемных безделиц. «Каждая, даже вовсе примитивная потешка, имела определенное назначение, существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где игрушки чередовались, сменяли друг друга в нужную пору детства. Их создатели глубоко понимали интересы и желания ребенка, учитывали особенности его физического и духовного развития». Не столько знали, сколько именно понимали! Может быть, все дело в интуиции, проявлению которой ничего не мешало, — ни яркие рекламы и витрины, ни городская суета и череда забот. Может быть, люди, которые жили в постоянном соприкосновении с живой природой, лучше понимали и мир детской души?

Ясно одно: игрушки, которые рождались в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев и сестер дарили детям радость общения, добрые эмоции, открывали простор для развития фантазии и воображения, хранили и передавали следующим поколениям семейные ценности, народные традиции.

В старину считали так: мальчик — будущий охотник, добытчик, воин, поэтому его незаменимой игрушкой должен быть лук со стрелами.

Девочка же станет хозяйкой в доме, матерью — ей играть в куклы.

Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости!

Стихи про куклу

        

Л.Рубальская

Фея знала своё дело,

И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала
Мастерила, колдовала, 
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось. 
И в её руках послушно,
Обретали 
куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство, 
Чтобы вечно помнить детство.

Галина Заславская

Есть иголка у меня,

ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас,

из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью

нитками цветными
И волшебное сама

выдумаю имя.

        

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки

кукла у Параши

Не отыщешь краше:

Руки - словно лапки,

Глазки - пара точек,

а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо,

взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа

пуговку пришил.

Но Параша любит,

нежит и голубит,

И целует в щечку

маленькую дочку.

Конспект НОД «Куклы-обереги»

для детей среднего дошкольного возраста

Цель: знакомство с русской народной тряпичной куклой, их разнообразием и технологией изготовления, народными традициями и обычаями.

Задачи:

- Воспитывать любовь к русской народной культуре;

- Развивать познавательную активность, эстетический вкус, обогащать словарный запас;

- Развивать творческое воображение, наблюдательность, мелкую мотрику.

Знакомство с куклами: «кукла-пеленашка», «кукла-колокольчик», «кукла – десятиручка», «кукла-травница».

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня к нам пришла необычная гостья. Отгадайте кто это?

Воспитатель загадывает загадку:

- Я хорошая игрушка –

Каждой девочке подружка,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки (кукла)

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это кукла. Вас приветствует кукла Млада

- Ребята, посмотрите, какая кукла Млада красивая. Во что она одета?

Ответы детей (в русскую народную одежду: сарафан, красную рубаху кокошник).

Сегодня кукла Млада хочет познакомить Вас с её подружками - куклами. Но куклами необычными, старинными – куклами оберегами!

Воспитатель: - А как вы думаете, почему куклы носят название оберег?

Ответы детей (чтобы оберегать).

Воспитатель: Оберег – это предмет охраняющий и оберегающий от чего - либо.

Воспитатель читает стихотворение:

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них – кукол – оберегов.

По поверью талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя «бремя испытаний».

Из различных лоскутков ношенной одежды

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой

Но единственный запрет, предки опасались,

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Воспитатель: - Ребята, я хочу вас сегодня познакомить с некоторыми куклами оберегами. Перед вами кукла Пеленашка

1 картинка «Кукла – Пеленашка»

Воспитатель: - Как вы думаете, почему её так называли? (ответы детей)

У наших предков древних славян существовал обычай крепко пеленать младенцев. Считалось, что таким образом можно защитить ребенка от злых духов. Для дополнительной защиты в кроватку крохи любящие родители всегда подкладывали куклу-оберег, крепко завернутую в лоскутики.

- Ребята, рассмотрите куколку. Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана? (при помощи ткани, ниток, тесьмы, ленты).

Воспитатель: - На Руси испокон веков бабушки мастерили кукол, чтобы занять детей, пока их родители работали. Кукол мастерили из любых подручных материалов: соломы, ниток, крупы, лоскутков ткани. И раньше, и сейчас кукла - самая почитаемая игрушка. Кукла берегла человека, поэтому их так и называли: куклы – обереги.

2 картинка «Кукла – колокольчик».

Воспитатель: - Эта кукла имеет корни из Валдая. Именно в тех краях родилась традиция приносить такой оберег друзьям и близким, желая им удачи. Кукла обязательно наряжалась в трех ярусную юбочку, (воспитатель показывает три ряда тканевых юбок) которая символизировала колокольчики. Считалось, что если такой оберег хранится в доме, то он наполняет его позитивной энергетикой. Куклы-колокольчики делали в подарок.

Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана?

3 картинка «Кукла – десятиручка».

Воспитатель: - Как вы думаете, почему её так называли? Для чего ей так много рук? (ответы детей).

- Ребята, рассмотрите куколку. Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана? (при помощи верёвки и ткани).

Воспитатель: - «Десятиручка» считалась женским оберегом. Она давала силы грамотно вести хозяйство, успевать делать все дела по дому. Очень часто такую куклу делали для себя невесты. Она настраивала их на будущую семью и помогала приготовить приданое. Оберег помогал приобрести умения в рукоделии. Размещалась кукла-оберег, как правило, над рабочим местом. Изготовляли «Десятиручку» из пеньковой верёвки, ниток и ткани.

4 картинка «Кукла-травница».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из чего делали эту куклу? (из трав).

- Правильно, из трав. Травница использовалась в целебных целях. Поскольку при изготовлении её туловища применялись травы, то она обладала способностью очищать воздух в жилище. Для того, чтобы душистые травы источали аромат, куклу нужно было как можно больше мять руками. Кроме этого считалось, что такой оберег защищает от напастей.

Воспитатель: - Ребята, а теперь посмотрите на лица, всех этих кукол? Что вы заметили? (ответы детей). Правильно! Все куклы обереги были безликими, то есть без лица, чтобы в неё не вселились злые силы.

Воспитатель читает стихотворение:

У современных кукол есть глаза,

Им красят губы, заплетают косы.

Обрядовая кукла - без лица,

Не задает нам странные вопросы.

Не просит есть, не хнычет по ночам,

Но терпеливо в нас читает души,

И, показав, где в нас сокрыта Навь,

Ведет туда, где в мир приходят росы.

И мир вокруг, узрев наш путь к себе,

Нам открывает все свои тропинки,

Соединив все грани бытия.

Обрядовая кукла - в детской зыбке.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: - Ну, вот, и подошло к концу наше занятие.

- С какими куклами мы сегодня познакомились: современными или старинными? Почему вы так думаете?

- Из каких материалов они сделаны? При помощи чего они сделаны?

- Ребята, мы обязательно познакомимся и рассмотрим другие куклы-обереги и попробуем сделать куколку своими руками.

- Ребята, нам пора прощаться с куклой Младой и её подружками. До новых встреч! Дети прощаются с куклами-оберегами и куклой Младой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС  по изготовлению  «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Конспект занятия в средней группе «Оберег Подкова»

Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре;2. Познакомить детей с предметами крестьянского быта;3. Развивать творческие навыки в процессе и...

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект «День Земли» Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х. Участники проекта: дети средней группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель.

Проект«День Земли»Руководитель проекта: воспитатель Варитлова З.Х.Участники проекта: дети средней  группы, родители (законные представители) обучающихся, воспитатель....