Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, с использованием сенсорного оборудования.
методическая разработка (старшая группа)

Шишлова Татьяна Викторовна

  В сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями , которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации 

Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми.

                                                                      Подготовил материал

                                                                педагог – психолог

                                                                 Шишлова Т.В..

Организация сенсорной комнаты для детей.

Изучая, и, описывая сочетанные речевые расстройства, основоположники отечественной логопедии Н.А.Власова, Р.Е.Левина, отмечали, что сложная речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.

Сложные речевые расстройства ограничивают:

познавательные возможности детей,  

развитие эмоционально – волевой сферы и произвольную деятельность.

 Поэтому необходима среда,  которая одновременно обеспечивает развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и способствовала бы  их речевой активность детей.

Такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты.

Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.

Общие принципы организации занятий в сенсорной комнаты:

  1. Основу, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности с психологом. 
  2. Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
  • при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;
  • в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;
  • в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима и речевого развития.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:

  1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • саморегуляция и самоконтроль;

             умение передавать свои ощущения в речи;

  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

II. Развитие коммуникативной сферы детей:

  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

III. Развитие психических процессов и моторики детей:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности.

Организация занятий

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от  имеющихся  речевых нарушений). Длительность занятия – 20-25 минут.

Структура занятия

  • игровое задание на развитие психических процессов;
  • релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, и снять психоэмоциональное напряжение;
  • ритуал окончания занятия

Занятие №1. Знакомство с «Волшебной комнатой».

Знакомство с интерактивным оборудованием темной сенсорной комнаты происходит при освещении, приборы включаются по одному.

 Приветствие (встреча с волшебным Солнышком.).

 «Необычное путешествие» (знакомство с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты).

Дети входят в «волшебную комнату», где звучит музыка, включен свет.

Ходьба по сенсорной дорожке (обращая внимание детей на то, что чувствуют их ножки);

Упражнение «Поймай взглядом» (подходим к «волшебному фонтану» - пузырьковой колонне);

«Море шариков» (сухой бассейн);

Сенсорная дорожка – возвращаемся из путешествия.

Благодарим Солнышко и волшебную комнату.

 Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!»

Занятие № 2.

 Приветствие.

 «Путешествие в волшебном лесу». Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Ходьба по сенсорной дорожке (дети представляют, что идут по траве, камешкам, и т.п., говорят, что чувствуют их ножки);

Упражнение «Поднимаем пузырьки» (пузырьковая колонна)

Знакомство с «волшебным ручейком» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);

Упражнение «Кто больше?» (сухой бассейн);

Упражнение «Солнечный зайчик»;

Сенсорная дорожка – возвращаемся из путешествия.

Благодарим Солнышко и  волшебную комнату.

 Ритуал прощания.

Занятие № 3.

 Приветствие.

Упражнение «Цветные пузырьки» (пузырьковая колонна);

«Танец рыбок»;

Релаксация «Рыбки»;

Сенсорная дорожка. Благодарим Солнышко  и « волшебную комнату».

 Ритуал прощания.

Занятие № 4.

 Приветствие.

 «Маленькие привидения».

Сенсорная дорожка;

Упражнение «Вверх-вниз» (пузырьковая колонна);

«Болтушки» (сухой бассейн);

Сенсорная дорожка. Благодарим Солнышко и волшебную комнату.

 Ритуал прощания.

Занятие № 5.

 Приветствие.

 «Путешествие на облаке». ( пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»)

Сенсорная дорожка;

Этюд «Солнышко и тучка»;

Релаксация «Волшебный сон.»

Благодарим Солнышко и волшебную комнату.

 Ритуал прощания.

Занятие № 6.

 Приветствие.  «Полет к звездам».

Визуализация «Путешествие на Голубую звезду»;

Сенсорная дорожка (изучаем поверхность планеты);

Упражнение «Звездный вулкан» (пузырьковая колонна);

Игра «Чудесный мешочек»;

Визуализация «Путешествие на Голубую звезду» (возвращение).

 Ритуал прощания.

Занятие № 7.

 Приветствие. «Волшебный дождь».

Упражнение «Поймай нить» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»); Упражнение «Достань со дна» (сухой бассейн);

Сенсорная дорожка.

Благодарим Солнышко и волшебную комнату.

 Ритуал прощания.

Занятие № 8.

 Приветствие.

 «Цветное настроение».

Упражнение «Мышата» (пузырьковая колонна);

Упражнение «Подбери по настроению» (сенсорная дорожка и тактильная панель); Игра «Найди такой же» (используются цветные мячики из сухого бассейна); Релаксация «Радуга». Благодарим Солнышко и волшебную комнату.

 Ритуал прощания.

Занятие № 9.

 Приветствие.

Сенсорная дорожка;

Игра «Нити удачи» (клубок цветных ниток);

Упражнение «Калейдоскоп» (пузырьковая колонна);

Игра «Волшебные нити» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);

Игра «Доброе животное».

Благодарим Солнышко и волшебную комнату.

 Ритуал прощания.

Занятие № 10.

 Приветствие.

 «Фантазеры». Игра «На что похоже?» (сенсорная дорожка,);

Упражнение «Угадай прикосновение»;

Игра «Представь себя…» (пузырьковая колонна, различные звуки природы); Упражнение «Доброе дело» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь», прищепки);

Благодарим Солнышко и волшебную комнату.

 Ритуал прощания.

 Данный цикл игротек может  использовать и воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста по слушанию музыки К.Сен-Санса (пьесы из цикла « Карнавал животных»)

Цель: Формировать позитивное отношение к миру. Доставить детям радость, сделать процесс восприятия музыки творческим, развивающим, интересным. Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, д...

Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Звездная страна"

Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Звездная страна"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Мой северный край» (региональный компонент)

Во время проведения цикла занятий у дошкольников формируется  познавательный интерес  о родном крае. Воспитываются дружеские чувства к детям коренных наций, желание больше узнавать об особен...

ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. «Путешествие по неизвестному материку»

Цели занятия: 1Учебные: упражнение в соотнесении цвета-длины – числа и использовании различных способов сравнения по длине (приложение, на глаз); закрепление состава числа 6; упражнени...

Обобщение и распространения опыта работы по теме: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования...