Обобщение педагогического опыта в ДОУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников»
статья

Соколова Юлия Вл

Обобщение педагогического опыта в ДУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников»

 

Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.

 

Введение:

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

 

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность.

 

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей.

 

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятна взрослым и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением.

 

Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов.

Цели и задачи.

Общая цель:

Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности,  с учетом возможностей каждого ребёнка.

Задачи:

1. Развитие музыкальности:

- развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание.

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма.

- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие координации движений, гибкости пластичности.

 

Актуальность:

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

 Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок

-  эмоционально отзывался на музыку,

-  верил в необычную ситуацию,

 - мог выполнить движения с воображаемыми предметами,

- свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.  

      Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце  испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.

Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений;они скованны, неактивны, малоэмоциональны, нет полётности движений.

Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.

 

Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод, что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений.

 Новизна педагогического опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами танцевального искусства, а также в разработке форм и методов работы с детьми, как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий - кружковая работа.:Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающихся и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому танцевальному творчеству.

Принципы педагогического опыта:

1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.

2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

3. Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному.

4. Доступности и индивидуализации. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Продумываю движения для танцев, игр и флешмобов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей, понятными по содержанию игрового образа. 

5. Наглядности - принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).

 

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (разработки танцевальных композиций, подбор танцевальных игр, консультации для  родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, на занятиях в танцевальных кружках.

 

Педагогическая идея:

 

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством танца. Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в свои способности.

Эффективность педагогического опыта:

 

Главные цели и задачи моего педагогического опыта направлены на развития целостного представления у детей о танце, как вид искусства, а также на приобретение ими начальных знаний, умений и навыков. В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Одним из условий моих занятий является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности, создание ситуации успеха.

 

Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходит через этапы:

 

Начальный этап. Установление контакта.
Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности).

Основной этап.
На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

 

Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении
В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку.

Этап. (заключительный) - Анализ деятельности ребенка.
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.

В процессе прохождения всех вышеперечисленных этапов происходит:
• Развитие факторов креативности:
Фантазии;
Изобретательности;
Оригинальности;
Многовариантности.
• Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.

Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

 

 Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

Основными показателями эффективности моей педагогической деятельности можно считать выступления детей на различных мероприятиях:

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей детей на основе обучения языку движений - это принципиальное положение и  главное положение занятий с детьми. Работа нацелена  на развитие у детей, с одной с...

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»

Консультация для родителей «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей 5-7 лет»...