Ниткография - как средство развития активного словаря детей с нарушением зрения.
статья

Волкова Ирина Михайловна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_i.m._statya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ниткография - как средство развития активного словаря детей с нарушением зрения.

Волкова И.М.

МБДОУ № 27,г. Орёл

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

Важнейшей проблемой дошкольного образования на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Многими учеными установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Проведенные исследования показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи, что тесно взаимосвязано с чтением и письмом.

Развитие движений пальцев «подготавливает почву» для последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи [2: 48].

У детей с нарушениями зрения  любое нарушение развития речи часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Пальцы рук неловкие, малоподвижные, движения их неточные или несогласованные. Несформированность графических навыков и умений мешает детям воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.

Известно, что детская речь в большей степени зависит от физиологических причин. Именно поэтому, тренируя пальцы, непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребёнка становится отчётливой, исчезает смазанность, нечёткость произношения). А правильное и методическое развитие мелких мышц рук благотворно влияет не только на развитие детской речи, но и на исправление её дефектов. Речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Одним из средств совершенствования пальчиковой моторики детей с нарушением зрения можно считать технологию «Ниткография». Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению познавательной и речевой активности, развитию воображения. Этим определяется связь ниткографии с коррекционно-развивающим обучением [1: 23].

Ниткография – это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того, занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

Технология «Ниткография» позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько коррекционно-развивающих задач:

а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;

б) совершенствовать зрительное восприятие;

в) развивать зрительно-моторную координацию;

г) подготавливать руку ребенка к письму;

д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.

Технология «Ниткография» заключает в себе большие возможности для проявления творчества. Эта одна из важных проблем в работе с детьми с нарушениями зрения, так как творческое развитие у них на очень слабом уровне.

Формирование навыка рисования на фланелеграфе из цветных нитей схематичных изображений предметов и форм происходит медленно, по мере изучения очередной лексической темы. Прежде всего, педагог знакомит детей со схематическим изображением конкретного предмета, обращая внимание на детали, пропорции, соотношение частей предмета, его цвет. Затем в игровом виде, вовлекая ребенка в игровые и речевые ситуации, помогает освоить способы изображения предметов и форм с помощью ниткографии.

В процессе подобных занятий детям предоставляется возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В процессе работы над составлением рисунков с использованием технологии «Ниткография» дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по размеру, цвету, расположению [4: 33].

Важно помнить, что дети с нарушениями зрения имеют слабую учебную мотивацию, волевую установку. Неудачи при попытках правильно воспроизвести нужное слово или нужное движение, изобразить предмет могут привести к отказу от занятий.

Поэтому занятия с цветными ниточками открывают для детей возможность выполнять игровые упражнения без страха допустить ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить. Это очень важно для них. В этом случае они не обращают внимание на неудачи, а ощущают психологический комфорт от быстрого исправления.

Все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.

После прослушивания сказки или рассказа можно предложить детям рассказать о героях, предварительно побеседовать с ними о том, какие формы им для этого понадобятся. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Поначалу изобразительные задания лучше давать в конце занятия как его самостоятельную часть. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно перейти к иллюстрации рассказа по ходу повествования [3: 29].

На следующем этапе можно попробовать соединить пересказ и изобразительную деятельность. Для этого педагог просит детей пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью «волшебной нити».

Важно отметить, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладают именно визуальный и кинестетический типы восприятия.

Технология «Ниткография» не только развивает моторику детей с нарушениями зрения, но и в сочетании с живым рассказом учит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате в процессе выполнения рисунка нитью слуховая память подкрепляется и другими видами запоминания – зрительным и двигательным.

Для детей с нарушениями зрения «Ниткография» – это игра с разноцветными ниточками, которая доставляет им удовольствие. Для педагога это занятия по развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, памяти, внимания, воображения, коммуникативных навыков детей.

Таким образом, ниткография – это эффективное средство развития речевой активности детей с нарушениями зрения. Для этого необходимо использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, а в дальнейшем – пересказ с изобразительной деятельностью.

Список литературы:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. – СПб.: Дельта, 2013.

2. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М.: Парадигма, 2016.

3. Никитина А.В. Рисование верёвочкой. – СПб.: КАРО, 2013.

4. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб: Паритет, 2014.