Письменный отчет об организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
материал (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Федонюк

Письменный отчет  об организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno.docx552.04 КБ

Предварительный просмотр:

Письменный отчет  об организации предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Федонюк Любовь Анатольевна, воспитателя

МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г. Оха

Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС ДО, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативная;
  2. познавательная;
  3. речевая;
  4. художественно-эстетическая;
  5. физическая.

При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:

  • принцип открытости и доступности;
  • трансформируемости;
  • вариативности;
  • полифункционанальности;
  • безопасности;
  • насыщенности.

Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.

Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:

  1. Цент «Сюжетно-ролевой игры»;
  2. Центр «Физкультурника»;
  3. Центр «Веселые нотки»;
  4. Центр театра;
  5. Центр дежурства;

Спокойная зона:

  1. Центр «В мире книг»;
  2. Уголок уединения;
  3. Центр «Юный математик».

Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности) включает в себя:

  1. Центр «Веселый язычок»;
  2. Центр экспериментирования;
  3. Центр художественно-эстетического развития «Умелые ручки»;
  4. Центр безопасности «Знай и соблюдай»;
  5. Центр конструирования;
  6. Центр патриотического воспитания «Наша Родина»;
  7. Центр «Уголок природы».

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. 

Центр «Сюжетно - ролевой игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (одежда для игр «Больница», «Магазин», Дом», «Ателье», «Пароход», «Почта», «Школа», «Парикмахерская», игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки- животные, куклы разной направленности, наборы посуды, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т.д.).

«Центр «Физкультурника». Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и (упражнения только под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы. Использование ярких цветов пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Центр «Веселые нотки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).

«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В «Центре театра» размещены различные виды театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной, магнитный, деревянный театры, топотушки, фланелеграф, размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Педагоги нашей группы вместе с воспитанниками и родителями изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

«Центр дежурства» расположен групповой комнате, чтобы дети могли сразу узнать, кто сегодня дежурит.

«Центр «В мире книг» включает в себя книги по программной тематике, словари, хрестоматии, энциклопедии, библиотека, портреты художников, поэтов, иллюстраторов. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.

«Уголок уединения». В группе обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место.

Центр «Юный математик» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, песочные часы, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Математические игры, дидактические игры (пифагор, танграм и т.д.) геометрические мозаики, волшебные палочки Кюизенера, счеты, кубики-рубики, головоломки и т. д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: песок, глина, сосуды с водой, формы, лупы, воздушные шары, деревянные бруски, резина, вата, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.

Цент художественно-эстетического развития «Умелые ручки» размещены материалы для знакомства детей с различны-ми видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон).

Центр безопасности «Знай и соблюдай» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа жизни. Игры на изучения и закрепления правил дорожного движения, дорога, знаки, настольные игры, наглядно- дидактический материал, сюжетно-ролевые игры.

Центр «Пожарная безопасность» наполнен наглядно-дидактическим материалом, иллюстрациями к ситуациям, сюжетно – ролевыми играми. 

Центр сохранения здоровья ребёнка имеет демонстрационный материал по валеологии, игры по безопасности жизнедеятельности.

«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

«Центр патриотического воспитания «Наша Родина» расположен вблизи источника света. Содержание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. Центр требует частичной изоляции, расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: альбомы, открытки по ознакомлению – Россия, Москва, Сахалин, геральдика, карты, глобус, флаги, куклы в национальных одеждах, наглядные пособия, дидактический материал, знакомство с профессиями Российский флаг, герб, портрет президента России. Подобран материал о родном Сахалинском крае и городе Оха, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город».

В Центре «Уголок природы» содержится календарь погоды, наглядный иллюстративный материал о природе, календарь недели, глобус, географические карты, атлас, детские энциклопедии и познавательную детскую художественную литературу, циферблат часов, экологический стол и т.д.

Центр речевого и креативного развития «Весёлый язычок» содержит зеркала, комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа; соски, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.); картотеку материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты); логопедический альбом для обследования звукопроизношения; логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи; предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; лото, домино по изучаемым темам, картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки,  чистоговорки, скороговорки, тексты); логопедический альбом для обследования звукопроизношения; логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи; предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; лото, домино по изучаемым темам; «Играй-ка – грамотейка»; серии демонстрационных картин «Круглый год» Животные», «Все работы хороши»; небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал; предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков; настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях; картотека словесных игр, картотека коммуникативных игр; настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи «Лишняя картинка», «Мой, моя, мое, мои», и др.); раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов); настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Волшебные дорожки» и т. п.); раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки); разрезной и магнитный алфавит; слоговые таблицы; «Мой букварь»; магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино; наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок; игры и пособия для обучения грамоте «Составь слова», «У кого больше слов?» и др.).

C:\Users\USER\Pictures\2022-05-12\001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

В презентции представлен проект создания развивающей предметно-прорстранственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в подготовительно...

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Создавать атмосферу эмоционального комфортаСоздавать условия для физического развитияСоздавать условия для творческого самовыраженияСоздавать условия для проявления познавательной активности детейСозд...

Организация предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.

Цель: формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.Основные задачи:1. Создать благоприятные условия для творческого саморазвития личности каждого ребенка;2...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В данной статье даётся краткое описание организации развивающей предметно - пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

«Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Воспитатель: О.В. Понькина.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом...