Занятие для детей старшего дошкольного возраста по сказке «Царевна - лягушка»
материал (старшая группа)

Попова Людмила Валерьевна

Цель:

-Введение ребенка в мир эмоций, расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.

-Коррекция неуверенности в себе, повышение самооценки, выявление положительных сторон личности и преодоление барьера в общении. Приобретение навыков в саморасслаблении.

-Развитие внимания друг к другу, социального доверия и снятия эмоционального напряжения, внутренней свободы и раскованности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

-Введение ребенка в мир эмоций, расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.

-Коррекция неуверенности в себе, повышение самооценки, выявление положительных сторон личности и преодоление барьера в общении. Приобретение навыков в саморасслаблении.

-Развитие внимания друг к другу, социального доверия и снятия эмоционального напряжения, внутренней свободы и раскованности.

Задачи:

- Создать доброжелательную и комфортную атмосферу, позитивное эмоциональное единство группы и доверительные отношения;

-Развитие умения воспитанников работать в команде, чувствовать себя как единый «организм»;

-Воспитывать товарищескую взаимовыручку, коллективизм;

-Воспитывать коллективную ответственность у детей за результаты совместной работы;

-Содействовать развитию воображения, творческого и жизненного потенциала детей, раскрытию индивидуальности каждого ребенка.

Предварительная работа: реализация  проекта: «Технология  тимбилдинга  как средство сплочения детского коллектива в ДОУ» - « Тимбилдинг - мы одна команда!», цель, которого сплочение детского коллектива, формирование и развитие навыков командной работы.

Необходимые материалы: мольберты, столы, игрушечная лягушка с короной на голове, яйцо из пластмассы,   платочки, корона, лук и стрела, волшебная палочка, волшебная коробочка с загадкой, пиктограммы, картинки появления лягушки, шнурок, задание «Путь Ивана» - лабиринт, фишка, задание «Найди тени», фломастеры по количеству детей, каравай из соленого теста, задание «Узнай по запаху» - лук, лимон, хлеб в футлярах от киндер – сюрприза, задание «Укрась каравай» - геометрическими фигурами, игла, мелодии: танец лягушки – царевны, танец жен, звуки ветра  с раскатами грома, задание «Найди пять различий».

Ход занятия:

Дети находят сказочные предметы и загадку, в волшебной коробочке.

Педагог читает загадку:

Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
И Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел.
Дети отвечают: Царевна-лягушка

Вхождение в сказку

-Сегодня  мы приглашены в сказку «Царевна - лягушка». Сказочная палочка дарит вам волшебную силу. Сейчас встаньте полукругом и прикоснитесь к  ней одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как  сила идет к вам. Вот она заполняет  всю руку… поднимается через шею в голову… опускается в грудь… живот… ноги… наполняет другую руку от плеча до кончиков пальцев.

Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой и вы оказались в сказке «Царевна-лягушка».

Примечание: Ведущий говорит очень медленно, давая возможность детям переносить свое внимание из одной части тела в другую: из пальчиков в руку, из руки в голову и т. д.

Дети садятся в позу расслабления.

-Книга открывается путешествие начинается.

Сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и судьба ваша – сватайтесь». Стрела старшего брата упала на боярский двор, стрела среднего брата упала на купеческий двор, а стрела младшего брата упала в болото.

Упр. 1. Стрельба из лука.

И. п. : Стоя, левая нога впереди, левая рука «держит лук», а правая «натягивает тетеву со стрелой». Правая рука очень медленно и с большим напряжением отводится назад до отказа. После максимального напряжения ведущий дает сигнал-разрешение на «выстрел» (хлопок).

После «выстрела» дети сбрасывают напряжение. Стоя расслабляют все тело. Слегка наклонившись вперед, опустив голову, свободно и легко свесив руки.

Упражнение повторяется три раза.

Два дня искал Иван   - царевич стрелу. Хаживал он по лесам, полям и набрел на болото. Давайте проследим нелегкий путь Ивана – царевича. (Задание «Путь Ивана» - лабиринт)

Подхватила стрелу Ивана-царевича лягушка-квакушка. 

Подходят к лягушке (Как вы   думаете   какое настроение было у Ивана. Почему? Найдите пиктограмму с этим настроением.

Дети  показывают.)

Упр. 2. Встреча с лягушкой

-Покажите мимикой и позой, как огорчился Иван-царевич. Какое печальное лицо у него стало. А теперь горько и глубоко вздохните. Посмотрите, как все тело сразу ослабло, как опустились плечи и повисли руки (3-4 вздоха)

 Огорчился царевич, увидев, кого ему в жены придется взять. А лягушки болотные заквакали. Спрашивает Иван, откуда вы все тут появились.

Давайте поможем Ивану, картинки появления лягушки соберем по порядку. (Нанизывают на шнурок).  

  Вздохнул глубоко Иван, и домой  пошел. Лягушки болотные радуются, мимо реки идет, рыбы речные удивляются диву – дивному, как Иван лягушонку в платочке домой несет. (Задание «Найди тени» - лягушек, рыб)

 

Вот поженились царевичи: старший - на боярыне, средний – на купеческой дочери, а Иван-царевич – на лягушке-квакушке.

Созвал царь сыновей и приказал, чтобы каждая жена к утру каравай испекла. Утром пришли сыновья к  батюшки, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.

  Принял царь  у Ивана каравай и сказал: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!» (Задание «Узнай по запаху» - лук, лимон, хлеб; задание «Укрась каравай» - геометрическими фигурами).

  Дал царь сыновьям новый приказ: «Пусть к утру, ваши жены мне рубаху сошьют». Принесли братья рубахи, больше всех царю приглянулась рубаха от лягушки – царевны.

Ткани много она икала, к ним заплатки приставляла. (Задание «Подбери заплатку»)

Показать рубаху.

И тут же дал отец сыновьям новый приказ: « Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!» Утром все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Принял отец от Ивана-царевича ковер, взглянул, разулыбался и сказал: «А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать будем!»

Показать ковер.

Мы присядем на ковер и  «поднимем» себе настроение

САМОМАССАЖ ЛИЦА.

Ручки растираем и разогреваем,                Растирание ладоней

И лицо своим теплом мы умываем,                Проводят ладонями по лицу сверху вниз

Грабельки сгребают                                Граблеобразные движения

Все плохие мысли.                                от середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.        Растирание ушных раковин

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,        Загибание ушных раковин, оттягивание А потом  уходим пальцами на щечки.                Пальцы «перебегают» на щечки

Щечки разминаем, чтобы надувались.        Круговыми движениями разминаем щеки

Губки разминаем,                                Большой и указательный палец разминают

 Чтобы улыбались.                                верхнюю, а затем нижнюю губу   

Призывает их царь и приказывает, чтобы все три царевича явились к нему на смотр вместе с женами. Воротился домой Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

-Ква-ква, Иван-царевич! Почто кручинишься?

-Как мне не кручиниться? Как я тебя людям покажу?

-Не тужи, царевич. Ступай один к царю, а как услышишь стук да гром – скажи«Это, моя лягушонка в коробчонке  едет».

Как сказано, так и сделано. Вот старшие братья явились на смотр вместе с женами и давай потешаться над Иваном: «Что ж ты брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?»

Упражнение №3 Разговор с Иваном

Один ребенок исполняет роль Ивана, а другие старшие братья и их жены. «Братья и жены» с презрением, ухмылкой смотрят на «Ивана» и по очереди говорят ему разные неприятные слова.

Вдруг поднялся великий стук да гром (показывают на музыкальном инструменте), подлетела к крыльцу  карета (показать), и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Стали гости есть-пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана, да остатки себе в левый рукав вылила; закусила лебедем. Да косточки в правый рукав спрятала. Жены старших братьев увидели её хитрости, давай и себе - то же делать.

После застолья, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди; царь с царицею и гости диву дались.

Упражнение 4. Танец Василисы

Детям предлагается потанцевать с платочками, как Василиса, - красиво, мягко, плавно. Движения рук – легкие, плавные, лицо – спокойное с мягкой улыбкой.

Смотрят на Василису жены старших братьев, завидуют. А потом тоже в пляс пустились. Махнули левым рукавом – гостей  забрызгали, махнули правым – кости прямо в царя полетели.

Упражнение  5. Танец жен старших братьев

- Как вы думаете, когда человек завидует, то какое у него лицо? (злое, жестокое, недовольное, напряженное). А как танцевали жены старших братьев? (резко, грубо, напряженно, некрасиво).

-- А почему у них были такие движения?

Потому что когда человек завидует, злится, проявляет недовольство, нетерпение, то эти состояния отражаются в движениях. Человек начинает говорить и двигаться резко, грубо, некрасиво. Давайте покажем все это в танце.

 Педагог активизирует детей на выражение максимальной резкости, быстроты, напряженности.

После танца дети ложатся на пол и расслабляются.

- Отпускаем остатки злости, грубости, напряжения. Дышим «животиком» мягко и спокойно. Становимся красивыми, добрыми, нежными.

При необходимости  педагог  поглаживает руки, лобик, щеки детей.

Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой. Нашел лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приехала Василиса Премудрая, увидела, что нет лягушачьей кожи, запечалилась и говорит: «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал! Если б ты немножко подождал, я бы твоею была на веки, а теперь – прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве – у Кощея Бессмертного».

Тут сверкнула молния, прогремел гром, подул сильный ветер, подхватил Василису и унес в Кощеево царство.

Упражнение 5 Ветер

Дети слушают запись с раскатами грома.

Изображают ветер: дуют сильно и очень длительно; в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота.

Иван-царевич горько заплакал, потом пошел куда глаза глядят. Долго ли, коротко ли, пришел он к избушке на курьих ножках. Выходит из нее Баба-Яга костяная нога и спрашивает«Гой еси,  добрый молодец, зачем пожаловал?» Царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую

- А, знаю! – сказала Баба-Яга. – Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, а утка в зайце, а заяц в сундуке, тот сундук висит на высоком дубу.

Помогли звери лесные Ивану-царевичу достать то яйцо, положил он его за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному. Как увидел Кощей яйцо, тотчас присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо из руки в руку – Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Понравилось это царевичу, давай чаще из руки в руку перекладывать; перекладывал, перекладывал, а затем смял его в ладони и сломал иглу – тут Кощей свалился и помер.

Упражнение 6. Смерть Кощея

Один ребенок исполняет роль Ивана-царевича, остальные – Кощея Бессмертного. Дети становятся на расстоянии друг от друга и максимально расслабляются. «Иван-царевич» перекладывает яйцо из руки в руку, а все дети соответственно его движениям качаются из стороны в сторону.

Когда «Иван-царевич» сжимает яйцо в ладони, все дети падают на пол «замертво» и не шевелятся до сигнала ведущего.

Примечание: На роль Ивана-царевича лучше выбрать робкого, неуверенного в себе ребенка. Нежелательно выбирать активного, имеющего склонность управлять другими.

Обнял Иван-царевич Василису Премудрую, посадил на верного коня и повез в родимую сторонку. Смотрит Иван, а дворец отца изменился пока его не было. (Задание «Найди пять различий»)

 После того они жили вместе и долго и счастливо.

Заключение

Закончилась сказка и пришла пора попрощаться с Царевной - лягушкой.

  Поблагодарите ее за ту волшебную силу, при помощи которой вы путешествовали по сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Осенний праздник по мотивам сказки"Царевна - лягушка" презентация Праздник предназначен для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Приобщение детей к народным традициям;Задачи:Активизировать творческое проявление детей в передаче различных игровых образов;Развивать у детей фантазию и воображение.Предварительная работа:Знаком...

Конспект ООД по физической культуре в старшей группе по русской народной сказке «Царевна – Лягушка»

Данный авторский конспект будет интересен как воспитателям, так и инструкторам по  ФК...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» (в обработке А.Н. Толстова) для детей старшего дошкольного возраста.

Группа: старшаяЦель: развитие интереса детей к русским народным сказкамЗадачи:Образовательные:¾   Формировать умение различать литературные жанры;¾   Формировать  умение анали...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Организованная образовательная деятельность «Путешествие по сказке «Царевна-Лягушка» старшая группа образовательная область «Познавательное развитие»

Предлагаемая организованная образовательная деятельность способствует развитию интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, формированию познавательных действий. В образовательн...

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста

Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...